Человеческий капитал: генезис и эволюция
(Стр. 174-179)

Подробнее об авторах
Кульжанова Гульбарам Тимеркановна кандидат философских наук, доцент; и.о. начальника факультета профессиональной подготовки; докторант кафедры социальной философии
Костанайская академия МВД Республики Казахстан имени Шракбека Кабылбаева; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Чтобы читать текст статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему
Аннотация:
Задача. Феномен человеческого капитала в русле социально-философского анализа требует многостороннего изучения, где на первый план выступает интеллектуальное развитие. Ведь решающая роль в развитии любой страны мира принадлежит человеку как носителю богатства [10: 108]. Понятие человеческий капитал постепенно приобретает статус общенаучного понятия (оно уже все чаще используется в педагогике, социологии, политологии, культурологии и других науках социогуманитарного профиля). В постиндустриальном обществе сфера культуры раскрывается в ее новом состоянии, включая семью, образование, науку, информатику, художественную деятельность, приобретая качественно новую роль, становясь все более ведущим сектором производства, его «базисом» и движущей силой [5: 6]. Отсюда следует, что философия играет методологическую, интегративную роль в происхождении и развитии человеческого капитала. На основе анализа работ отечественных, зарубежных исследователей, а также идей классиков и современников философской мысли показаны предпосылки формирования понятия человеческого капитала, и их основные теоретические подходы. Методология и методы исследования. В ходе исследования прослеживается мысль о том, что человеческий капитал в условиях стремительных перемен определяет динамику и направленность общественного развития. Обеспечение его соответствия социальным ценностям и требованиям времени становится важной задачей целенаправленного социокультурного развития личности и общества [15: 1]. Для уточнения содержания понятия «человеческий капитал» в качестве научного метода познания автором использованы исторический анализ и метод контент-анализа. На основе этих методов изучены текстовые данные, суть которых заключается в расчленении текстовых данных на структурные элементы, обнаружении ключевых слов в документах с определением частоты их упоминаний. Данные методы являются основными в исследовании сущности понятий, содержания сообщений средств массовой информации, ответов на вопросы социологических исследований [11: 29]. Выводы. В современном трансформационном обществе в подтексте человеческой ценности в роли капитала и ресурса - возникают положительные и отрицательные противоречивые направления, и для их решения требуются социально-философские исследования. Неоднозначность формулировки категории «человеческий капитал» основана на категориальной взаимосвязи между его формами в науке и нивелированием в толкованиях понятия факта доходности. В качестве ключевого доказательства обосновывается мысль о том, что человеческий капитал - это многоплановый социально-культурный ресурс общества. Он рассматривается как двигатель исторического прогресса в социальной и культурной сферах. В системе взглядов роль человека в социуме позволяет выделить объективную основу современной теории человеческого капитала, его исторические корни, его научную логику значимости как фундаментальной основы исторического прогресса. Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы. Главной формой богатства страны становится опережающий уровень интеллектуального и духовного развития гражданина, принимающий форму человеческого капитала, обеспечивающий инновационный процесс в каждой сфере его деятельности. Мерой человеческого инновационного капитала, жизнеспособности и жизнестойкости общества становится его способность обеспечивать социальное пространство для созидательной, творческой деятельности людей [14: 1181]. Человеческий капитал, как и все внутреннее личностное богатство не представляется без духовно-нравственной составляющей сущности человека и его бытия. Духовность есть основа практически всего, все что имеет отношение к самореализации личности. Можно утверждать, что те или иные духовные установки явно или скрытно направляют любую деятельность каждого человека и всех социальных структур. Отсутствие духовно-нравственной составляющей техногенной цивилизации завело человечество в тупик. Сейчас как никогда требуется качественный сдвиг в сознании человека, коренным образом изменяющий его мировоззрение. В системе образования и воспитания необходимо вернуться к мыслям и идеям великих мыслителей, начиная с древности и завершая современностью по духовно-нравственному возвышению человека. Практическое значение. Сегодня, усиление внимания на социально-философские стороны человеческого капитала сводится к практической значимости обозначенной проблемы. Следовательно, предлагаемая тема может быть применена как теоретическая инструкция для социальных научно-исследовательских институтов. Концептуальные результаты исследования создают теоретическую основу для более глубокого понимания социальных трансформаций в обществе, а с другой стороны, она может быть использована как теоретическая основа для будущих сравнительных социально-философских исследований человеческого капитала. Материалы исследования могут быть полезны при подготовке учебных пособий, курсов по социальной философии. Автор предлагает внедрение спецкурса для магистрантов, докторантов «Человеческий капитал и его проявления в развитии Республики Казахстан». А также в вузах в процессе преподавания социогуманитарных дисциплин практиковать проведение научных дискуссий на вышеобозначенную тему. Оригинальность/ценность. Полагаем,что затронутая тема статьи даст импульс к размышлению, сподвигнет к написанию статей по вопросам развития человеческого капитала с позиции социально-философского анализа. Что касается концепции исследуемого феномена, то ее экстраполяционные возможности будут реализованы на «встречных потоках» экономики и других важнейших сфер социального бытия - науки, культуры, образования, политики и т.д. Исследуемая проблема адресована ученым-обществоведам, работникам системы управления, преподавателям вузов и докторантам, а также всем тем, кого интересуют проблемы формирования и развития человеческого капитала в мире.
Образец цитирования:
Кульжанова Г.Т., (2020), ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ. Социально-политические науки, 2 => 174-179.
Список литературы:
Балдицына Е.И. Онтологические основания теории социальных изменений: детерминизм и индетерминизм социальной реальности // Вестник Ставропольского государственного университета. 2010. № 3 (68). С. 165-171.
Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ. 2003. 672 с.
Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 1935. Т. 8. 470 с.
Герман М.В., Помулева Н.С. Человеческий капитал как основной фактор инновационного развития // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. № 1 (17). С. 149-153.
Изотов М.З., Сарсенбаева З.Н., Хамидов А.А. Формирование человеческого капитала в независимом Казахстане: социально-философский анализ. Алматы: Ин-т философии и политологии Комитета науки МОН РК, 2011. 236 с.
Корицкий А.В. Влияние человеческого капитала на экономический рост: учеб. пособие. Новосибирск: Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т (Сибстрин), 2013. 244 с.
Критский М.М. Человеческий капитал: монография. Л.: Ленингр. ун-т, 1991. 120 с.
Штразбург С.В. Институциональная среда формирования человеческого капитала // Вестник Казанского государственного аграрного университета, 2009. Т. 4. № 2 (12). С. 105-107.
Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. 527 с.
Faria H.J., Montesinos-Yufa H.M., Morales D.R., Navarro C.E. Unbundling the roles of human capital and institutions in economic development. European Journal of Political Economy. 2016. No. 45. Рp. 108-128.
Graneheim U.H., Lindgren B.-M., Lundman B. Methodological challenges in qualitative content analysis: A discussion paper. Nurse Education Today. 2017. No. 56. Рp. 29-34.
Kerimov K., Kerimov T. Nancy, Descartes, and continuous creation. KronoScope. 2019. Vol. 19. No. 1. Pp. 29-34.
Schultz T.W. Investment in Human Capital. The American Economic Review. 1961. Vol. 51 (1). Pp. 1-17.
Skytt-Larsen C.B. The influence of the early formation of human and social capital on inventiveness: perspectives from a Swedish case study. Geo Journal. 2018. No. 83 (6). Рp. 1181-1192.
Smith A. Wealth of Nations. Hertfordshire, 2012.
Tomoko H. Social and Cultural Development of Human. Encyclopedia of Life Support Systems. Retrieved January 22, 2019 from [Electronic resource]. URL: http://www.eolss. net/sample-chapters/ c11/e1-11-00-00.pdf (data accessed: 30.04.2019).
Ключевые слова:
человеческий капитал, исторический прогресс, образование, общество, труд, духовность, инновации.


Статьи по теме

6. ЭКОНОМИКА ТРУДА. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Страницы: 77-81 Выпуск №9731
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ И ИННОВАЦИЯМИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
человеческий капитал управление персоналом внешние эффекты образование активное обучение
Подробнее
19. Экономическая теория Страницы: 244-246 Выпуск №4029
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И ТРАКТОВКЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
предпринимательство экономическое развитие собственность общество инновации
Подробнее
2. ПОЛИТОЛОГИЯ Страницы: 25-34 Выпуск №2902
О БЕСЦЕННОМ «НАЦИОНАЛЬНОМ ДОСТОЯНИИ РОССИИ», ИЛИ К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЗИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Высшая аттестационная комиссии (ВАК) высшая школа диссертация Единый государственный экзамен (ЕГЭ) наука
Подробнее
2. ПОЛИТОЛОГИЯ Страницы: 41-43 Выпуск №7176
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЙ АВТОРИТЕТ
политическое лидерство политический авторитет общество образование руководство
Подробнее
16. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.11) Страницы: 151-153 Выпуск №15329
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ОБРАЗОВАНИЯ
образование туризм обучение инновации образовательный туризм
Подробнее
15. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 08.00.13) Страницы: 292-297 Выпуск №14503
РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ И АЛГОРИТМОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ С УЧЕТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ ДО 2050 г
человеческий капитал образование экономическая динамика ВВП моделирование
Подробнее
2. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 08.00.05) Страницы: 20-25 Выпуск №11645
ИССЛЕДОВАНИЕ НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА
цифровая экономика образование ВВП человеческий капитал цифровые платформы
Подробнее
16. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ И ИНВЕСТИЦИЯМИ Страницы: 219-222 Выпуск №4029
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ
управление инновации развитие система труда человеческий капитал
Подробнее
2. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ 08.00.05 Страницы: 40-46 Выпуск №18204
Республика Мордовия: анализ атрибутов имиджевого позиционирования
имидж имидж региона Республика Мордовия позиционирование образование
Подробнее
Российское государственное управление: страницы истории и современность Страницы: 40-46 DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-5-40-46 Выпуск №21982
К вопросу о медиатизации образования
медиа средства массовой коммуникации медиатизация образование медиаобразование
Подробнее