УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ И ИННОВАЦИЯМИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(Стр. 77-81)

Подробнее об авторах
Причина Ольга Сергеевна доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит»
Российский государственный социальный университет Орехов Виктор Дмитриевич кандидат технических наук, директор научно-образовательного центра
Международный институт менеджмента ЛИНК Щенникова Елена Сергеевна кандидат экономических наук, доцент, первый проректор
Международный институт менеджмента ЛИНК, г. Жуковский
Чтобы читать текст статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему
Аннотация:
Быстрый рост доли человеческого капитала в составе национального богатства, а также влияния образования и инноваций на развитие стран, делает очень важным выявление взаимосвязи между этими факторами [1-3]. Вместе с тем оценки величины человеческого капитала осложняются так называемыми внешними эффектами или экстерналиями [4, 5]. Полученные ранее [6] данные о том, что вклад специалистов в ВВП страны экспоненциально зависит от количества лет обучения (образовательная экспонента), дают возможность рассмотреть взаимовлияние указанных выше факторов и причины появления экстерналий. Были проведены оценки (с помощью формулы образовательной экспоненты) доли дохода, которую получают образовательные инноваторы в составе суммарного дохода от инновации. Показано, что вклад в ВВП страны при росте ЧК значительно превосходит доходы инвестора в ЧК, что связано с внешними эффектами. Построены гипотетические модели распределения доходов от инновации и функций специалистов по передовым технологиям, объясняющие возникновение экстерналий. С помощью образовательной экспоненты предложена модель синергетической деятельности специалистов и рассмотрены возможности устранения возникающих при этом проблем. Показано, что на современном глобальном рынке ключевой функцией специалистов высшей квалификации становится способность привлекать знания и технологии из зарубежных источников на базе кооперационных и коммуникационных процессов и обеспечивать внедрение полученных результатов в глобальном масштабе. Результатом развития и обучения персонала лишь в ограниченной степени являются наблюдаемые факторы роста производительности труда. Большая часть положительного эффекта превращается в стратегический инновационный потенциал системного взаимодействия участников рынка инновационных услуг. Работа демонстрирует возможности применения модели образовательной экспоненты к оценке возможностей повышения производительности труда персонала и представляет собой начальные шаги в этой области. Представляется, что следует более детально исследовать затронутые в работе вопросы для совершенствования методов эффективной инновационной деятельности и проверки сформулированных гипотетических моделей. Также важно проследить системное соответствие предложенных моделей практическим рекомендациям по формированию инновационной культуры в организациях. Полученные результаты могут использоваться, прежде всего, в сфере прогнозирования, стратегического планирования, а также для формирования корпоративной культуры. Существующие методы оценки окупаемости обучения в компаниях могут быть усовершенствованы за счет учета дополнительных результатов инновационной деятельности. Практические результаты могут также быть достигнуты за счет модернизации имеющихся технологий активного группового обучения и количественного измерения полученных эффектов. Современные методы обучения в значительной мере нацелены на первенство учеников в классе, что формирует навыки антикомандной работы. Полученные результаты демонстрируют, что кооперативная работа специалистов многократно более эффективна. Соответственно, перед обществом и образованием встает задача изменения образовательной культуры. Это особенно важно в связи с тем, что при вхождении в экономику знания другие возможности повышения производительности труда стран исчерпываются. Ценность данной работы заключается в том, что она ориентирована на интересы формирования экономики знания и открывает возможности роста производительности интеллектуального труда и человеческого капитала. Работа может быть использована специалистами, практически формирующими человеческий капитал, как в отдельных корпорациях, так и в масштабах страны.
Образец цитирования:
Причина О.С., Орехов В.Д., Щенникова Е.С., (2017), УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ И ИННОВАЦИЯМИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Проблемы экономики и юридической практики, 2: 77-81.
Список литературы:
Корицкий А.В. Влияние человеческого капитала на экономический рост. - Новосибирск, НГАСУ (Сибстрин), 2013.
Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. - N.Y., 1968, vol. 6.
Badinger, H., Tondl, G. Trade, Human Capital and Innovation: The Engines of European Regional Growth in the 1990-s, Working Paper Nr. 42, January 2002, P. 15.
Psacharopoulos G., Patrinos H. A. Returns to Investment in Education: A Further Update. P. 1.
Hall R. E., Jones C. I. Why do some countries produce so much more output per worker than others?; Caselli F. Accounting for Cross-Country Income Differences // CEP Discussion Paper. 2005. № 667.
Orekhov V. New approach to assessing contribution of science and education to welfare of countries. Educational Researcher, 2016, Vol. 45, No 9, «American Educational Research Association». - Pages 625-635.
Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации?: Моногр. - Воронеж: ЦИРЭ, 2005.
Орехов В.Д. Прогнозирование развития человечества с учетом фактора знания: Моногр. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2015. - 210 с. www.world-evolutrion.ru
Вarro, R., J., Lee, J., W. International Data on Education Attainment : Updates and Implications, Oxford Economic Papers, 2001, Vol. 53. No 3.
Капелюшников Р. И. Эволюция человеческого капитала в России. Центр гуманитарных технологий. - 2015.
Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. - М.: Наука, 2002.
Fuente. A., Ciccone А. Human capital in a global and knowledge-based economy. - Final report. European Commission, Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2003 - VI, 114 pp.
Hanushek E. Publicly Provided Education // Handbook of Public Economics. Amsterdam ; Auerbach A. J., Feldstein M., eds. North-Holland, 2002. P. 2045-2141.
Белбин Р.М. Команды менеджеров: как объяснить их успех или неудачу. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009. [пер. с англ.] 2-е изд. - Лондон и др., Квитс. - 238 с.
Нонака И. и Такеучи Х. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / [Пер. с англ.]. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2011. - 384 с.
Ключевые слова:
человеческий капитал, управление персоналом, внешние эффекты, образование, активное обучение, инновации, ВВП.