К вопросу о медиатизации образования
(Стр. 40-46)

Подробнее об авторах
Керимов Александр Алиевич доктор политических наук, доцент; профессор кафедры политических наук
Уральский федеральный университет имени Б.Н. Ельцина
Екатеринбург, Российская Федерация Шебзухова Фатима Айсовна доктор философских наук, профессор; заведующая кафедрой истории, обществознания и политологии
Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения квалификации работников образования
Черкесск, Российская Федерация Эбзеев Ахмат Аскербиевич доктор политических наук, доцент; проректор Г
Государственный университет управления
Москва, Российская Федерация
Чтобы читать текст статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему
Аннотация:
Целью статьи является изучение теоретических аспектов проблемы медиатизации образования. В статье рассматривается содержание и различные интерпретации понятий «медиа» и «медиатизация». Основное внимание уделяется особенностям процесса медиатизации, как в системе школьного образования, так и в сфере высшего образования. Медиатизация в школьном образовании рассматривается в контексте всех элементов образовательного процесса. Прежде всего, это выражается в организации учебного процесса в удаленном режиме. Кроме того, медиатизация дает возможность проведения уроков с применением информационных технологий, выполнение учащимися творческих проектов, получение доступа к источникам информации и фондам различных библиотек. Медиатизация образования расширяет возможности для получения и заочного образования в режиме дистанционной коммуникации, а также через различные онлайн-курсы для получения профессионального образования. В статье также освещаются основные задачи медиатизации образования и методы организации образовательного процесса с использованием средств массовой коммуникации. Среди этих задач выделяются возможность получения информации, использование потенциала медиатизации образования для морально-этического воспитания и личностного развития, ознакомление с достижениями развития средств массовой информации, объяснение их роли и значения для образовательного процесса, практическое обучение медиатехнологиям, эстетическое воспитание учащихся. Показаны эволюционные возможности и тенденции развития сферы образования в контексте его медиатизации, а также риски и негативные аспекты этого процесса. Возрастающая роль медиатизации образования объясняется непрерывным характером образования, тотальной цифровизацией, востребованностью и доступностью онлайн-курсов для широкой аудитории. С другой стороны, медиатизация образования также будет иметь негативные последствия. Во-первых, будет затруднен процесс социализации учащихся, во-вторых, образовательный процесс приобретет формальный характер, что скажется на его качестве. Сопоставляя позитивные и негативные аспекты медиатизации образования, представляется, что не должно быть отказа от образовательных технологий, проверенных десятилетиями, и здесь задача состоит в том, чтобы найти необходимый баланс между старыми технологиями и новыми, которые взаимно дополняя друг друга, будут способствовать совершенствованию образовательной системы, чтобы она отвечала вызовам и требованиям современности. Методологически статья основана на теоретических разработках зарубежных и российских исследователей. В основу статьи легли общефилософские и социо-гуманитарные методы анализа.
Образец цитирования:
Керимов А.А., Шебзухова Ф.А., Эбзеев А.А., (2022), К ВОПРОСУ О МЕДИАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ. Социально-политические науки, 5 => 40-46. DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-5-40-46
Список литературы:
Керимов А.А. Образовательный потенциал социальных медиа в контексте формирования правовой культуры в современной России // Известия УрФУ. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2021. № 4 (27). С. 219-228.
Мюллер В.К., Дашевская В.Л., Каплан В.А. и др. Новый англо-русский словарь. М.: Рус. яз. 1994. 880 с.
Гуреева А.Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2016. № 6. С. 192-208.
Thompson J.B. The media and modernity. A social theory of the media. Cambridge, 1995 [Electronic resource]. URL: https://johnpostill.com/2010/03/30/communication-and-social- context-thompson-1995/
Krotz F. Mediatization: A concept with which to grasp media and societal change. In: Mediatization: Concept, changes, consequences. K. Lundby (ed.). New York: Peter Lang, 2009 [Electronic resource]. URL: https://johnpostill.com/2010/03/01/notes-on-krotz-2009- mediatization/
Hjarvard S. The mediatization of religion: A theory of the media as agents of religious change. In: Northern lights: Yearbook of film & media studies. Bristol: Intellect Press, 2008 [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/233605968_The_mediatization_of_religion_A_theory_of_the_media_as_agents_of_religious_change/
Рогозина И.В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект: Дис... д-ра филол. наук: 10.02.19. Барнаул, 2003. 430 с.
Федоров А.В., Левицкая А.А., Челышева И.В. и др. Массовое медиаобразование в странах СНГ. М.: ОД «Информация для всех», 2020. 273 с.
Media education. Paris: UNESCO, 2002. 146 p.
Fedorov A. Media education around the world: Brief history. 2008 [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/26595210_Media_Education_around_the_World_Brief_History
Карелин В.М. Медиатизация образования: от инноваций до переформатирования // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2019: Матер. Всеросс. науч.-практ. конф. с межд. участ. Чебоксары: ИД «Среда», 2019. С. 20-23.
Боброва О.А. Использование ИКТ-технологий на уроках математики // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2019: Матер. Всеросс. науч.-практ. конф. с межд. участ. Чебоксары: ИД «Среда», 2019. С. 12-16.
Fedorov A. Modern media education models // Acta Didactica Napocensia. 2011. No. 1. Vol. 4. Pp. 73-82.
Рощина Я.М. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) опыт российского образования // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 174-199.
Убаева В.В. Информационные технологии в образовании: массовые открытые онлайн-курсы // Вестник науки и образования. 2018. № 4. С. 105-108.
Хмеленко В.В. Трансформация образования в эпоху информационных технологий: роль массовых открытых онлайн-курсов // Вестник науки и образования. 2016. № 7. С. 57-59.
Арпентьева М.Р. Медиатизация образования: проблемы деструкции отношений в системе «учитель-ученик» // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 1. С. 7-17.
Игнатовский А.Д., Радков А.А. Кибернетический терроризм как угроза безопасности общества // Культура. Духовность. Общество. 2014. № 12. С. 66-71.
Герасимова Е. Тренды года в образовании: многое из нового окажется для нашей школы очень нетрадиционным // Новая газета. 14.01.2014 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/education/2014-01-14/8_trends.html
Ключевые слова:
медиа, средства массовой коммуникации, медиатизация, образование, медиаобразование, личность, общество, цифровая среда, медиапотребление.


Статьи по теме

4. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО Страницы: 71-73 Выпуск №5143
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
преступление несовершеннолетний право семья общество
Подробнее
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ Страницы: 174-179 DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-2-174-179 Выпуск №16644
Человеческий капитал: генезис и эволюция
человеческий капитал исторический прогресс образование общество труд
Подробнее
2. ПОЛИТОЛОГИЯ Страницы: 41-43 Выпуск №7176
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЙ АВТОРИТЕТ
политическое лидерство политический авторитет общество образование руководство
Подробнее
5. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08) Страницы: 178-181 DOI: 10.33693/2072-3164-2020-13-3-178-181 Выпуск №16680
Криминологический анализ преступлений против нормального развития несовершеннолетних (региональный аспект)
преступление несовершеннолетний право семья общество
Подробнее
5. УГОЛОВНОЕ прАво,УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ право, криминология (специальность 12.00.08) Страницы: 177-181 Выпуск №4088
ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА КАК ОДНА ИЗ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В УГРОЗЕ УБИЙСТВОМ ИЛИ ПРИЧИНЕНИЕМ ТЯЖКОГО ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ
личность преступник мужчина женщина угроза
Подробнее
5.1.3.ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ Страницы: 94-99 Выпуск №21610
К вопросу о реализации прав и свобод личности в условиях цифровизации
личность права и свободы цифровизация цифровая среда персональные данные
Подробнее
4. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ; СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ Страницы: 36-38 Выпуск №10327
П. И. НОВГОРОДЦЕВ О СООТНОШЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА И ЛИЧНОСТИ
личность общество прогресс гармония личностных и общественных интересов
Подробнее
4. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО Страницы: 67-68 Выпуск №5143
ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ЖЕРТВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
преступление несовершеннолетний право семья общество
Подробнее
4. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО Страницы: 69-70 Выпуск №5143
ОБЩИЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
преступление несовершеннолетний право семья общество
Подробнее
5. УГОЛОВНОЕ прАво, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ право (специальность 12.00.08) Страницы: 108-109 Выпуск №5215
Проблемы уголовной ответственности и наказания за преступления против несовершеннолетних
преступление несовершеннолетний право семья общество
Подробнее