ИССЛЕДОВАНИЕ НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА
(Стр. 20-25)

Подробнее об авторах
Орехов Виктор Дмитриевич кандидат технических наук, директор научно-образовательного центра
Международный институт менеджмента ЛИНК Мельник Михаил Семенович кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Финансы и кредит» РГСУ
Российский государственный социальный университет Причина Ольга Сергеевна доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит»
Российский государственный социальный университет
Чтобы читать текст статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему
Аннотация:
В работе рассмотрен актуальный вопрос наличия возможностей ускорения экономического роста с точки зрения эндогенной теории роста. Соответственно, основное внимание уделено таким аспектам, как технологическое развитие и человеческий капитал - ЧК [1]. В центре внимания работы находится актуальный вопрос перехода к цифровой экономике как к высшей стадии информационной эпохи. Рассматривается также воздействие цифровизации на человеческий капитал как важнейший драйвер экономического рост, в частности, через новые образовательные возможности. В работе применяется метод выделения компонент «порядка» для решения многофакторной задачи экономического развития с последующей количественной оценкой динамики соответствующих параметров. На базе модели образовательной экспоненты построена гипотетическая системная модель конвертации образования в рост ВВП страны, демонстрирующая возникновение экстерналий, значительно превышающих внутренние эффекты роста доходов в компании. Показано, что полувековое экспоненциальное развитие информационных технологий происходило на фоне снижающейся общей экономической динамики и возникновения ряда негативных для общества тенденций, таких как увеличение дифференциации доходов между богатейшими людьми и остальными. Наилучшие возможности увеличения человеческого капитала как важнейшего ресурса экономического роста существуют в области использования цифровизации на высших ступенях постдипломного образования. Результаты работы могут использоваться при разработке программ экономического роста и системного внедрения цифровых технологий. Необходимо проведение исследований допустимости цифровизации в таких уязвимых сферах образования, как средняя школа, где в максимальной степени могут проявиться негативные эффекты социализации учеников в среде Интернет, увлечения игроманией и низкого качества цифрового образования. Практическое значение данной работы имеет целостное, критическое рассмотрение различных аспектов и возможностей эндогенного экономического роста в новой ситуации перехода к когнитивной экономике на стадии цифровизации. Этот переход таит в себе значительное число неявных опасностей и проблем, пренебрежение которыми может превратить перспективные проекты в провал. Работа может найти применение при разработке программ цифровизации образования, особенно на высших постдипломных стадиях (аспирантура, докторантура, МВА и т.д.). Социальные последствия несистемного внедрения цифрового обучения, особенно в средней школе, могут дать значительный негативный эффект, на что обращено внимание в работе. Использование образовательной экспоненты, системы квалификационных рамок и учета доступа к цифровому образовательному контенту позволит перейти к принципиально более высокому уровню индивидуализированного учета человеческого капитала и его более эффективному использованию. Ценность работы заключается в ориентации на реализацию возможностей экономического роста в условиях цифровизации и учет препятствий на этом пути. Работа может использоваться специалистами в области формирования человеческого капитала и образовательных проектов высокого уровня.
Образец цитирования:
Орехов В.Д., Мельник М.С., Причина О.С., (2018), ИССЛЕДОВАНИЕ НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА. Проблемы экономики и юридической практики, 2: 20-25.
Список литературы:
Blaug M. The Methodology of Economics, or how Economists Explain. Second Edition (Пер. с англ. / Науч. ред. и вступ. ст. B.C. Автономова. - М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004. - 416 с.).
О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. Указ Президента РФ № 203, 2017. Закон Мура. - Википедия, 2017. https://ru.wikipedia.org/wiki
Флопс, суперкомпьютеры. - Википедия, 2014. https://ru.wikipedia.org/wiki/FLOPS
Малинецкий Г.Г. Теория информационного взаимодействия С.П. Капицы и программа цифровой экономики России. Сб. докладов междунар. науч. конф. «Человеческий капитал в формате цифровой экономики». М.: РосНОУ, 2018. С. 18. http://www.rosnou.ru/pub/ diec/assets/files/SbornikMaterialov.pdf
Румянцев В.Ю. Глобальные вызовы цифровой экономики. Фонд «Цифровые платформы. Материалы междунар. науч. конф. «Человеческий капитал в формате цифровой экономики». М.: РосНОУ, 2018. http://www.rosnou.ru/pub/diec/assets/files/RumyancevVU.pdf
Стиглиц Дж. Великое разделение. Неравенство в обществе, или Что делать оставшимся 99 % населения. М.: Эксмо, 2016. 480 с.
С юбилеем, закон Мура. Intel 2015. https://geektimes.ru/company /intel/blog/251064/
Корицкий А.В. Влияние человеческого капитала на экономический рост. - Новосибирск, НГАСУ (Сибстрин), 2013.
Barro, R., J., Lee, J., W. International Data on Education Attainment: Updates and Implications, Oxford Economic Papers, 2001, Vol. 53. No 3; World Development Indicators, Washington: World Bank, 2005.
Orekhov V. New approach to assessing the contribution of science and education to the welfare of countries. Educational Researcher, 2016, Vol. 45, № 9, «American Educational Research Association». - Pages 625-635.
Капелюшников Р.И. Эволюция человеческого капитала в России. «Отечественные записки» - № 3, 2007 год. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. - 10.04.2007. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2007/807
David Teece The Competitive Challenge: Strategies for Industrial Innovation and Renewal (Cambridge, Ballinger, 1987): 186-188.
Игромания - болезнь века, признаки и лечение. Лудомания - эпидемия XXI века. 2018. http://playazart.net/igromaniya-bolezn-veka-priznaki-i-lechenie/
Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.
Андрющенко Г.И., Макарова Г.Ю. Конкурентоспособность высшего образовании и роль государственного финансирования. «Труд и социальные отношения» - № 10, 2010. - С.57-62
Андрющенко Г.И. Инвестиционные риски человеческого капитала как источника экономического роста. Сб. научных работ по итогам Национальной научно-практической конференции : Актуальные проблемы экономики, учета и анализа в современных условиях. Под редакцией М.В.Петровской, В.З. Чаплюка, Л.Н. Сорокиной. М.: 2018 г. С.38-42
Ленковская Р.Р., Шиловская А.Л. Защита информации в сети Интернет.// Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С. 89-93.
Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Незнамова А.А., Лутовинова Н.В., Жестеров П.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Москва, 2017.
Ключевые слова:
цифровая экономика, образование, ВВП, человеческий капитал, цифровые платформы, информационные технологии, образовательная экспонента.