О некоторых актуальных проблемах реформирования российского высшего образования на современном этапе
(Стр. 73-81)

Подробнее об авторах
Башлуева Наталья Николаевна кандидат педагогических наук; доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Московский областной филиал Московского университета Министерства внутренних дел России имени В.Я. Кикотя
г. Москва, Российская Федерация Левитская Елизавета Юрьевна кандидат педагогических наук; доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Смирнова Лада Ярославовна кандидат экономических наук; начальник кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Оплатить 390 руб. (Картой) Оплатить 390 руб. (Через QR-код)

Нажимая на кнопку купить вы соглашаетесь с условиями договора оферты

Аннотация:
Предметом настоящего исследования являются особенности реформирования на современном этапе российской высшей школы, которая на протяжении двух последних десятилетий подверглась серьезной трансформации. Цель статьи – проанализировать отдельные аспекты проведенных изменений, предложения специалистов, высказанные в публичном пространстве, и, после рассмотрения теоретико-методологических исследований отечественных и зарубежных ученых, опыта реформирования высшего образования в ряде стран и официально предлагаемого варианта реформы, обосновать выдвигаемую гипотезу о том, что сохранение многоуровневого высшего образования в России потребует серьезного переосмысления роли бакалавриата, магистратуры и специалитета в образовательном процессе высшей школы и создания современной уникальной системы подготовки не только специалистов с высшим образованием, но и научных кадров на основе единой структуры формируемых компетенций. В статье анализируется необходимость учета специфики традиций и очевидных преимуществ отечественного, в том числе советского, образования, а также положительного опыта зарубежных стран. В ходе работы применяется компаративный метод исторического анализа, а также системно-ситуационный подход. Это позволило выявить наиболее актуальные проблемы модернизации высшего образования, а также определить возможные форматы его развития. Делается вывод об исключительной важности построения собственной независимой системы высшего образования.
Образец цитирования:
Башлуева Н.Н., Левитская Е.Ю., Смирнова Л.Я. О некоторых актуальных проблемах реформирования российского высшего образования на современном этапе // Социально-политические науки. 2023. Т. 13. № 2. С. 73-81. DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-2-73-81
Список литературы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=304167&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.6475805632519984#06088086005864077
Антонова И.Н., Башмакова Н.И. Вхождение в единое образовательное пространство // Вестник ГПА. 2005. № 5. С. 56–58.
Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. М.: Логос, 2011. 288 с.
Губа К., Славогородский Н. Publish or Perish в российских социальных науках // Вопросы образования. 2022. № 4. С. 80–106. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-4-80-106.
Дружилов С.А. Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и российская реальность // Педагогика. 2010. № 6. С. 51–58.
Дьюи Дж. Общество и его проблемы / пер. с англ. И.И. Мюрберг, А.Б. Толстов, Е.Н. Косилова. М.: Ideya-press, 2002. 160 p.
Дьюи Дж. Демократия и образование / пер. с англ. М.: Педагогика-пресс, 2000. 434 с.
Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Проблемы качества образования: матер. XV Всерос. науч.-метод. конф. В 3 кн. Кн. 2. М.-Уфа: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов Моск. гос. ин-та стали и сплавов, 2005. С. 5–26.
Кондрашов А.А. Проблемы современного юридического образования в контексте реформы высшего образования в Российской Федерации: итоги и перспективы // Актуальные проблемы юридического образования. 2018. № 1 (134). С. 144–156.
Лазар М.Г. Вхождение России в Болонский процесс: мечты и реальность // Ученые записки РГГМУ. 2009. № 9. С. 190–203.
Лазар М.Г. Реформа высшего образования России – итоги и последствия глазами социологии образования // Ученые записки РГГМУ. 2016. № 44. С. 232–244.
Образование в цифрах: 2021: краткий статистический сборник / Гохберг Л.М., Озерова О.К., Саутина Е.В. и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021. 132 с.
Песков Д.Н. Образование 2030: дорожные карты будущего. URL: narfu.ru/projects/skolkovo/presentation/m1/peskov.ppt (дата обращения: 14.03.2014).
Ранчин А.М. Апокалипсис нашего времени. Предварительные итоги реформ российского образования // Россия – ХХI. 2015. № 6. C. 66–83.
Современное российское образование: проблемы и перспективы развития / под ред. В.В. Фурсовой, О.В. Горбачевой. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2012. 257 с.
Социально-гуманитарное образование: ориентация, практики, ресурсы совершенствования / Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Дымарская О.Я., Чередниченко Г.А. М.: ЦСП, 2006. 264 с.
Тощенко Ж.Т. Высшее образование на перепутье: куда ведут реформы (заметки скептика) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 400–417. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.4.21.
Форсайт российского образования 2030. URL: https://slideshare.ru/polnoe-nazvanieprezentacii1forsajtrossijskogo-obrazovaniya-203010092013-111281 (дата обращения: 30.06.2021).
Форсайт компетенций – 2030. URL: asi.ru/projects/96/ (дата обращения 14.03.2014).
Chickering A.W. Quality from the student’s point of view. Achieving educational excellence: Critical assessment of priorities and practicies. Wash.: Jossey Bass, 1983. P. 485.
Cross K.P. Accent on learning: Improving instruction and reshaping the curriculum. 1st ed. San Fr.: Jossey-Bass Inc. Pub, 1976. 312 p.
Harvey J. Reforming the undergraduate curriculum. Problems and proposals. Washington, D.C.: Eric Clearing House on Higher Education; The George Washington University, 2003. 21 p.
Lapati A.D. Education and the Federal Government. New York: Mason/Charter, 1975. 388 p.
Lazerson M. Higher education and the American dream. CEU. Budapest: Central European University Press, 2010. 232 p.
Learning and earning. Special report. Lifelong education // The Economist. January 14, 2017. Pp. 1–10.
Skinner B.F. About Behaviorism. N.Y.: Knopf, 1974. 256 p.
Tussman J. Experiment at Berkeley. New York: Oxford University Press, 1969.
Tussman J. The Beleaguered College: Essays on educational reform. First ed. Univer. of California Inst. of American. January 1, 1997. 198 p.
https://minobrnauki.gov.ru/
Ключевые слова:
реформа высшего образования, Болонский процесс, система двухуровневого образования, специалитет, результаты реформы.


Статьи по теме

МНОГОВЕКТОРНАЯ ШКОЛА ЦИВИЛИСТИЧЕСКИХ И СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Страницы: 41-51 Выпуск №7907
Проблемно-целевой анализ современного юридического образования: поиск эффективной модели
образование высшее образование высшая школа университет эффективность образования
Подробнее
5. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ И ИНВЕСТИЦИЯМИ Страницы: 60-64 Выпуск №8134
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН НАПРАВЛЕНИЙ «ЭКОНОМИКА» И «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
знания открытое образование экономические дисциплины образовательные стандарты Болонский процесс
Подробнее
3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; предпринимательское право (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03); ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС; АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.15) Страницы: 68-71 Выпуск №3007
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
качественное высшее образование управление образованием основы правовой системы реформа высшего образования
Подробнее
11. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО 12.00.08 Страницы: 195-200 Выпуск №17214
Реформа юридического образования в Российской Федерации
Россия правовое государство юридическое образование магистратура бакалавриат
Подробнее
5.2.3.РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА Страницы: 200-213 Выпуск №21610
Негативные факторы влияния Болонского процесса на российскою систему высшего образования
Болонский процесс третичное образование человеческий капитал образовательная парадигма утечка выпускников высшей школы
Подробнее
14. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11) Страницы: 182-185 Выпуск №15378
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМ СУДОУСТРОЙСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯХ К КАНДИДАТАМ НА ДОЛЖНОСТЬ МИРОВОГО СУДЬИ
требования мировой судья образование специалитет назначение на должность
Подробнее
7. ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ Страницы: 68-73 Выпуск №7806
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В РОССИИ
тенденции высшее образование глобализация информация знания
Подробнее