Негативные факторы влияния Болонского процесса на российскою систему высшего образования
(Стр. 200-213)

Подробнее об авторах
Орехов Виктор Дмитриевич
Международный институт менеджмента ЛИНК
г. Жуковский, Российская Федерация Панфилова Елена Анатольевна кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры антикризисного и корпоративного управления
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Ростов-на-Дону, Российская Федерация Причина Ольга Сергеевна
Университет «Синергия»
г. Москва, Российская Федерация Кухаренко Олеся Геннадьевна кандидат экономических наук, доцент, декан факультета экономики
Университет «Синергия»
Москва, Российская Федерация
Оплатить 390 руб. (Картой) Оплатить 390 руб. (Через QR-код)

Нажимая на кнопку купить вы соглашаетесь с условиями договора оферты

Аннотация:
Целью исследования является анализ влияния проблемных факторов, присущих Болонской системе, образования на конкурентоспособность отечественного образования и развитие человеческого капитала. Анализ использования Болонской системы выявил наличие 10 значительных проблем. Показано, что цель повышения конкурентоспособности образования в рамках Болонского процесса не способствует росту таковой для РФ в результате существенных различий детерминант конкуренции для Западной Европы и России. Доля специалистов с третичным образованием в России (57%) значительно больше, чем в Европейском союзе (37%), что делает спорным выбор Болонской системы в качестве образца для развития образования. В отличие от времени вступления России в Болонский процесс, лидерами экономического развития в настоящее время являются крупнейшие развивающиеся экономики-Китай, Индия, др. Это делает актуальным выход России из замкнутой Болонской системы, ориентированной на международную конкуренцию. Ключевой вопрос образовательной парадигмы не нашел решения в рамках Болонского процесса, что делает актуальным его решение без обременения нормами Болонского процесса. Неравноправное партнерство России со странами ЕС в рамках Болонского процесса способствует облегчению миграции выпускников российских вузов в страны Запада, что уже привело к потерям на уровне 1% ВВП. Материалы работы могут быть использованы для детальной проработки изменений российской образовательной системы на перспективу с учетом возможностей повышения ее международной конкурентоспособности.
Образец цитирования:
Орехов В.Д., Панфилова Е.А., Причина О.С., Кухаренко О.Г., (2022), НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА НА РОССИЙСКОЮ СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Проблемы экономики и юридической практики, 4 => 200-213.
Список литературы:
Куприянов Р. В., Виленский А. А., Куприянова Н. Е. Болонский процесс в России: специфика и сложности реализации. Вестник Казанского технологического университета, 2014, С. 412-416.
Нонака И., Такеучи Х. Компания-создатель знания. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. 361 с.
Орехов В.Д. Прогнозирование развития человечества с учетом фактора знания: монография. -Жуковский: МИМ ЛИНК, 2015. -210 с.
Сукиасян Э.Р. Библиотека Конгресса США, 1996 // Науч. и техн. б-ки. -1997. -№ 6. -С. 33-45. URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb97/6/f6_05.html Accessed: 03.05.2021.
Olga S. Prichina, Viktor D. Orekhov, Yulia V. Evdokimova et. al. Evolution of Key Factors and Growth Potential of Human Capital. International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering (IJITEE) Volume-8 Issue-7, P. 2226-2234, 2019.
Kapitsa S P «The phenomenological theory of world population growth» Phys. Usp. 39 57-71 (1996); DOI: 10.1070/PU1996v039n01ABEH000127.
Foerster, H. von, Mora, P. and Amiot, L. Doomsday: Friday, 13 November, A.D. 2026. Science 132:1291-5. 1960.
Коротаев А.В., Малков А.С., Халтурина Д.А. Математическая модель роста населения Земли, экономики, технологии и образования. -М., 2005. URL: http://www.keldysh.ru/papers/2005/prep13/prep2005_13.html.
Michael E. Porter, 1990 Competitive Advantage of Nations. Free Press, a Division of Simon & Schuster Inc.
Андрющенко Г.И., Орехов В.Д., Блинникова А.В. Анализ конкурентоспособности России при переходе к многополярному миру. Московский экономический журнал. 2022 №1. DOI: 10.55186/2413046X_2022_01_19.
Schwab K. The Global Competitiveness Report 2019. World Economic Forum. -2019.
Radhika Desai. Geopolitical Economy: After US Hegemony, Glozalization and Empire. Pluto Press. -2013. URL: https://doi.org/10.2307/j.ctt183gzc1.
Patnaik, Utsa and Prabhat Patnaik. 2016. A Theory of Imperialism. New York: Columbia University Press.
Chang, Ha-Joon. 2002. Kicking Away the Ladder: Development Strategy in Historical Perspective. London: Anthem.
Зимина Т. Наука и жизнь. № 8, 2022. Утечка мозгов или циркуляция талантов? URL: https://www.nkj.ru/news/14700/.
Орехов В.Д., Каранашев А.Х., Блинникова А.В. Динамика спроса на новые профессии и затрат на подготовку специалистов в условиях зарождения технологической революции. Московский экономический журнал. № 8, 2021. DOI: 10.24411/2413-046Х-2021-10469.
Орехов В.Д., Каранашев А.Х., Щенникова Е.С. Прогнозирование темпов роста России в сопоставлении с динамикой крупнейших экономик до конца XXI века. Московский экономический журнал. 2021. -С. 190-227. DOI: 10.24411/2413-046Х-2021-10487.
Бережнова Е. В., Краевский В. В. Парадигма науки и развитие образования // Педагогика. 2007. № 1. С. 25.
Поздняков А.С. Общие основы педагогики: тезисы лекций. Учебное пособие. -Саратов: ИЦ «Наука», 2009. -68 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. -М.: Народное образование, 1998. -256 с.
Креативная педагогика: методология, теория, практика/Под ред. Ю.Г. Круглова. -М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, ИЦ «Альфа», 2002. 240 с.
Сериков В.В. Ориентация на личность как парадигма современного образования. Элиста: Просвещение, 1998.
Бурмистрова Н.А. Методологические основы компетентностного подхода в условиях полипарадигмальности современного образовательного пространства. Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Образование и наука XXI века» -2012. Под редакцией: Милко Тодоров Петков. Изд.: «Бял ГРАД-БГ», София. URL: http://www.rusnauka.com/29_NIOXXI_2012/Pedagogica/4_115787.doc.htm
Причина О.С., Орехов В.Д., Щенникова Е.С. Профессиональные стандарты как ядро новой образовательной парадигмы // Социально-политические науки. 2017, № 5. С. 46-51. М., Юр-ВАК.
Schultheis F., Roca i Escoda M., Cousin P.F. Le cauchemar de Humboldt: Les réformes de l’enseignement supérieur européen. Paris: Liber, 2008. 230 p.
Бикбов А. Рассекреченный план Болонской реформы. Русский журнал. №6, 2015. URL: http://www.russ.ru/pushkin/Rassekrechennyj-plan-Bolonskoj-reformy
Kosorukova I.V., Kukharenko O.G., Orekhov V.D. et. al. Benefits and drivers of inclusive human capital development. Laplage em Revista (International), vol.7, n. 3B, Sept. -Dec. 2021, p. 337-355 DOI: https://doi.org/10.24115/S2446-6220202173B
Блинникова А.В., Кухаренко О.Г., Орехов В.Д., Причина О.С. и др. Разработка методов и моделей анализа и прогнозирования социально-экономических процессов с учетом фактора человеческого капитала. Монография. Под ред. В.Н. Голубкина, В.Д. Орехова. -Жуковский, «Международный институт менеджмента ЛИНК», 2020.
Ключевые слова:
Болонский процесс, третичное образование, человеческий капитал, образовательная парадигма, утечка выпускников высшей школы.


Статьи по теме

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА Страницы: 177-185 Выпуск №24178
Вызовы развития человеческого капитала России в условиях экономики знаний
человеческий капитал вызов третичное образование образовательная парадигма качество образования
Подробнее
5.2.3. РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА Страницы: 195-205 Выпуск №22298
Трансформация человеческого капитала регионов России
человеческий капитал третичное образование суммарный коэффициент рождаемости (СКР) ВВП на душу населения корреляция
Подробнее
6. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ Страницы: 46-51 Выпуск №10553
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАК ЯДРО НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
человеческий капитал образовательная парадигма профессиональный стандарт компетенция уровни квалификации
Подробнее
1. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ 08.00.05 Страницы: 16-27 Выпуск №19457
Пространственное распределение человеческого капитала в регионах России: оценка изменений
человеческий капитал индекс человеческого развития индекс образования индекс дохода индекс долголетия
Подробнее
16. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ И ИНВЕСТИЦИЯМИ Страницы: 219-222 Выпуск №4029
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ
управление инновации развитие система труда человеческий капитал
Подробнее
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ Страницы: 174-179 DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-2-174-179 Выпуск №16644
Человеческий капитал: генезис и эволюция
человеческий капитал исторический прогресс образование общество труд
Подробнее
12. Экономика и управление народным хозяйством, предпринимательство, маркетинг, менеджмент Страницы: 141-145 Выпуск №5518
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
человеческий капитал социальный капитал управленческий капитал кадры организации управление человеческими ресурсами
Подробнее
14. Экономика и управление народным хозяйством, предпринимательство, маркетинг, менеджмент Страницы: 169-171 Выпуск №10779
СОВРЕМЕННАЯ СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЭКОНОМИКИ
социальная ориентация человеческий капитал модель экономики бюджетные расходы
Подробнее
РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА Страницы: 268-273 Выпуск №24449
Вспомогательные репродуктивные технологии как инструмент демографического и социального развития России
человеческий капитал суммарный коэффициент рождаемости (СКР) ВВП на душу населения материнский капитал суррогатное материнство
Подробнее
14. Экономика и управление народным хозяйством, предпринимательство, маркетинг, менеджмент Страницы: 187-190 Выпуск №10779
КОРПОРАТИВНАЯ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
человеческий капитал воспроизводство капитала здоровья корпоративная социальная ответственность здоровьеформирующая деятельность борьба с табакокурением
Подробнее