Институт военного омбудсмана в Норвегии: новеллы в конституционно-правовом регулировании
(Стр. 74-78)

Подробнее об авторах
Ракитская Инна Александровна кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права
МГИМО МИД России
г. Москва, Российская Федерация Павлов Евгений Яковлевич доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права
МГИМО МИД России
г. Москва, Российская Федерация Кремянская Елена Александровна кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права
МГИМО МИД России
г. Москва, Российская Федерация
Оплатить 390 руб. (Картой) Оплатить 390 руб. (Через QR-код)

Нажимая на кнопку купить вы соглашаетесь с условиями договора оферты

Аннотация:
Цель исследования. В государственном механизме отдельных стран существует самостоятельная должность Уполномоченного по правам военнослужащих (т.н. военного омбудсмана), которая является своеобразным связующим звеном между армией и обществом. Военный омбудсман призван выполнять функцию посредника (медиатора) в военно-гражданских отношениях, с одной стороны, и служить институционной гарантией соблюдения прав и законных интересов военнослужащих, а также лиц, подлежащих военному призыву, с другой стороны. Настоящая статья посвящена анализу правового статуса, задачам, особенностям деятельности парламентского Совета по делам обороны в Норвегии, который коллективно выполняет функцию военного омбудсмана в этой стране. Статья написана на основе анализа принятого в Норвегии в 2021 году Закона о Совете военного омбудсмана, пришедшего на смену Инструкции для Совета военного омбудсмана 1952 года. Авторы особое внимание уделяют новеллам в регламентировании статуса и функционировании данного квази-парламентского контрольного органа. Выводы. С принятием специального законодательства по вопросам деятельности военного омбудсмана в Норвегии повышается и статус самого органа: если раньше его деятельность регламентировалась подзаконным нормативным актом, то теперь—актом высшей юридической силы. Принятый закон расширяет полномочия парламентского Совета по делам обороны по контролю за законностью деятельности военной администрации, увеличивает число выполняемых им функций, связанных, прежде всего с международным сотрудничеством в соответствующей сфере, предпринимает попытку более четкого разграничения сфер юрисдикции военного и гражданского омбудсманов. Существование в Норвегии специализированного института парламентского военного омбудсмана обеспечивает более высокий уровень контроля за соблюдением прав и интересов военнослужащих, а также способствует более компетентному подходу к рассмотрению вопросов, затрагивающих военный персонал.
Образец цитирования:
Ракитская И. А., Павлов Е. Я., Кремянская Е. А. Институт военного омбудсмана в Норвегии: новеллы в конституционно-правовом регулировании // Проблемы экономики и юридической практики. 2023. Т. 19. № 1. С. 74-78. DOI: 10.33693/2541-8025-2023-19-1-74-78
Список литературы:
Волков Д.Н. Сравнительный анализ института омбудсмана в мире // Историческая и социально-образовательная мысль. —2015. —Т. 7. —№ 2. С. 111–114.
Ивашкевич Е.Ф. Значение института омбудсмена на современном этапе и развитие специализированных омбудсменов в зарубежных странах // Право. Экономика. Психология. —2018. —№ 2(10). С. 3–14.
Исаев М.А. Механизм государственной власти в странах Скандинавии. Монография. —М.: Городец, 2004.
Конституционно-правовые основы статуса личности в зарубежных странах: учебное пособие / под ред. Е.А. Кремянской. —Москва: МГИМО-Университет, 2019.
Конституционно-правовые основы судебной власти в зарубежных странах: коллективная монография / под ред. К.В. Карпенко. —М.: МГИМО-Университет, 2017.
Омбудсман в зарубежных странах: коллективная монография / под ред. А.Г. Орлова, Н.А. Славкиной. —М.: МГИМО-Университет, 2014.
Парламентский контроль в Российской Федерации и в зарубежных странах: нормативное регулирование и практика реализации: коллективная монография—Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020.
Ракитская И.А., Кремянская Е.А. Характеристика отдельных форм парламентского контроля: опыт зарубежных стран // Пробелы в российском законодательстве. —2022. —Том 15. —№ 6. С. 69–76.
Ракитская И.А., Павлов Е.Я. Конституционно-правовой статус омбудсмана по контролю за администрацией в Норвегии // Пробелы в российском законодательстве. —2022. —№ 7. С. 46–53.
Aall J. Rettsstat og menneskerettigheter. —Bergen: Fgbokforlaget, 2022.
Bratli K. A. Fra norsk merkeår til internasjonal merkevare: Ombudsmannen for Forsvaret 1952–2002. —Oslo: Nikolai Olsens Trykkeri A/S, 2002.
Thune S. The Norwegian Ombudsmen for Civil and Military Affairs. // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. —1968. —№ 377(1). Pp. 41–54.
Ключевые слова:
Норвегия, Стортинг, парламентский омбудсман по делам обороны Норвегии, военный омбудсман, парламентский гражданский омбудсман, защита прав человека в Норвегии, защита прав военнослужащих в Норвегии, парламентский контроль за законностью деятельности военной администрации..


Статьи по теме

2. ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 5.1.2.) Страницы: 46-52 DOI: 10.33693/2072-3164-2022-15-7-046-052 Выпуск №22457
Конституционно-правовой статус парламентского омбудсмана по контролю за администрацией в Норвегии
Норвегия парламентский гражданский омбудсман в Норвегии защита прав человека в Норвегии Стортинг парламентский контроль за законностью деятельности администрации в Норвегии
Подробнее
6. РАЗНОЕ Страницы: 163-170 Выпуск №20339
Эволюция народоправства на примере тингов, вече и раннего периода английского парламента
власть народа вече тинг парламент законы
Подробнее