Конституционно-правовой статус парламентского омбудсмана по контролю за администрацией в Норвегии
(Стр. 46-52)

Подробнее об авторах
Ракитская Инна Александровна кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права
МГИМО МИД России
г. Москва, Российская Федерация Павлов Евгений Яковлевич доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права
МГИМО МИД России
г. Москва, Российская Федерация
Оплатить 390 руб. (Картой) Оплатить 390 руб. (Через QR-код)

Нажимая на кнопку купить вы соглашаетесь с условиями договора оферты

Аннотация:
Цель исследования: В конституционно-правовом механизме многих современных государств существует должность парламентского омбудсмана, призванная выполнять две основные функции: осуществлять контроль за законностью деятельности администрации и рассматривать жалобы граждан о нарушении их прав и свобод. В Норвегии должность парламентского омбудсмана по делам администрации (гражданского омбудсмана) была учреждена в 1962 году, десять лет спустя введения поста военного омбудсмана. В настоящей статье рассматриваются особенности конституционно-правового статуса норвежского парламентского гражданского омбудсмана, порядок назначения его на должность, анализируются функции и полномочия, порядок рассмотрения поступающих жалоб. Отдельное внимание авторы уделяют такому аспекту статуса этого должностного лица, как функционирование в качестве национального превентивного механизма. Статья написана на основании анализа положений нового Закона о парламентском омбудсмане по контролю за администрацией от 18 июня 2021 г., внесшего ряд изменений в статус и порядок осуществления гражданским омбудсманом своих полномочий. Выводы: Новый закон вносит изменения в название должности. Теперь эта должность официально именуется парламентский омбудсман по контролю за администрацией. Появившееся слово «контроль» в названии должности подчеркивает усиление охранительной функции в деятельности норвежского гражданского омбудсмана, а также расширение его полномочий по надзору за законностью деятельности публичных органов и должностных лиц. Действующее законодательство одновременно рассматривает парламентского гражданского омбудсмана как национальный превентивный механизм, правомочный издавать рекомендации с целью улучшения обращения и условий содержания лиц, лишенных свободы, а также с целью предотвращения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказаний. Несмотря на довольно широкие полномочия норвежского парламентского омбудсмана, у него, в отличие от парламентских омбудсманов некоторых других стран, отсутствует законодательно закрепленное право инициировать изменения в действующее законодательство по восполнению обнаруженных пробелов или по его совершенствованию на предмет более полного регулирования механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина. Анализ статистических данных свидетельствует о тенденции роста количества обращений к парламентскому гражданскому омбудсману в последние годы. Данный факт обусловлен не только увеличением случаев злоупотреблений и нарушений властными органами и должностными лицами прав человека в период пандемии COVID-19, но и в целом повышением доверия со стороны рядовых граждан к этому внутригосударственному механизму защиты основных прав человека. Принятие нового закона свидетельствует также о стремлении норвежского законодателя к совершенствованию модели парламентского гражданского омбудсмана с целью обеспечения наибольшей эффективности его деятельности.
Образец цитирования:
Ракитская И.А., Павлов Е.Я., (2022), КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПАРЛАМЕНТСКОГО ОМБУДСМАНА ПО КОНТРОЛЮ ЗА АДМИНИСТРАЦИЕЙ В НОРВЕГИИ. Пробелы в российском законодательстве, 7 => 46-52.
Список литературы:
Волков Д.Н. Сравнительный анализ института омбудсмана в мире // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. - № 2. С. 111-114.
Исаев М.А. Государственный строй Норвегии. - М.: МГИМО, 1999.
Исаев М.А. Механизм государственной власти в странах Скандинавии. Монография. - М.: Городец, 2004.
Конституционно-правовые основы статуса личности в зарубежных странах : учебное пособие / под ред. Е.А.Кремянской. - Москва : МГИМО-Университет, 2019.
Могунова М.А. Скандинавский парламентаризм: теория и практика. - М.: РГГУ, 2001.
Грудинин Н.С. Конституционные основы деятельности омбудсмана в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2017. - № 4 (42). С. 182-188.
Aall J. Rettsstat og menneskerettigheter. - Bergen: Fgbokforlaget, 2022.
Andenæs J., Fliflet A. Statsforfatningen i Norge. 10 utgave. - Oslo: Universitetsforlag, 2006.
Andenæs J. Ombudsmannsinstitusjonen 25 år // Lov og rett. - 1988. - Vol. 27 - Iss. 9. Pp. 519-527.
Berggrav D. Slik styres Norge. - Oslo: Schibsted, 1994.
Helset P., Stordrange B. Norsk statforfatningsrett. - Oslo: Ad Notam, 1998.
Nergelius J. Svensk statsrätt. - Narayana Press, 2006. Р. 256.
Sandene E. Sivilombudsmannen og forvaltningssk-jønnet. Lov og frihet. Festskrift til Johns. Andenæs. - Oslo, 1982.
Thorarensen B. Mechanism for Parliamentary Control of the Executive / The Nordic Constitutions. A Comparative and Contextual Study / Ed. by Helle Krunke, Bjorn Thorarensen. - Oxford, London, New York, Sydney: Hart, 2018. Pp. 67-105.
Thune S. The Norwegian Ombudsmen for Civil and Military Affairs // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. - 1968. - Vol. 377: The Ombudsman or Citizen's Defender: A Modern Institution (May, 1968). P. 41.
Ключевые слова:
Норвегия, парламентский гражданский омбудсман в Норвегии, защита прав человека в Норвегии, Стортинг, парламентский контроль за законностью деятельности администрации в Норвегии, национальный превентивный механизм в Норвегии.


Статьи по теме

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ Страницы: 74-78 DOI: 10.33693/2541-8025-2023-19-1-74-78 Выпуск №24449
Институт военного омбудсмана в Норвегии: новеллы в конституционно-правовом регулировании
Норвегия Стортинг парламентский омбудсман по делам обороны Норвегии военный омбудсман парламентский гражданский омбудсман
Подробнее
6. РАЗНОЕ Страницы: 163-170 Выпуск №20339
Эволюция народоправства на примере тингов, вече и раннего периода английского парламента
власть народа вече тинг парламент законы
Подробнее