О некоторых актуальных проблемах реформирования российского высшего образования на современном этапе
(Стр. 73-81)

Подробнее об авторах
Башлуева Наталья Николаевна канд. пед. наук, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин; Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
Московский областной филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
пос. Старотеряево, Московская обл., Россия Левитская Елизавета Юрьевна кандидат педагогических наук; доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Смирнова Лада Ярославовна канд. экон. наук, начальник кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин; Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
Московский областной филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
пос. Старотеряево, Московская обл., Россия
Оплатить 390 руб. (Картой) Оплатить 390 руб. (Через QR-код)

Нажимая на кнопку купить вы соглашаетесь с условиями договора оферты

Аннотация:
Предметом настоящего исследования являются особенности реформирования на современном этапе российской высшей школы, которая на протяжении двух последних десятилетий подверглась серьезной трансформации. Цель статьи – проанализировать отдельные аспекты проведенных изменений, предложения специалистов, высказанные в публичном пространстве, и, после рассмотрения теоретико-методологических исследований отечественных и зарубежных ученых, опыта реформирования высшего образования в ряде стран и официально предлагаемого варианта реформы, обосновать выдвигаемую гипотезу о том, что сохранение многоуровневого высшего образования в России потребует серьезного переосмысления роли бакалавриата, магистратуры и специалитета в образовательном процессе высшей школы и создания современной уникальной системы подготовки не только специалистов с высшим образованием, но и научных кадров на основе единой структуры формируемых компетенций. В статье анализируется необходимость учета специфики традиций и очевидных преимуществ отечественного, в том числе советского, образования, а также положительного опыта зарубежных стран. В ходе работы применяется компаративный метод исторического анализа, а также системно-ситуационный подход. Это позволило выявить наиболее актуальные проблемы модернизации высшего образования, а также определить возможные форматы его развития. Делается вывод об исключительной важности построения собственной независимой системы высшего образования.
Образец цитирования:
Башлуева Н.Н., Левитская Е.Ю., Смирнова Л.Я. О некоторых актуальных проблемах реформирования российского высшего образования на современном этапе // Социально-политические науки. 2023. Т. 13. № 2. С. 73-81. DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-2-73-81
Список литературы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=304167&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.6475805632519984#06088086005864077
Антонова И.Н., Башмакова Н.И. Вхождение в единое образовательное пространство // Вестник ГПА. 2005. № 5. С. 56–58.
Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. М.: Логос, 2011. 288 с.
Губа К., Славогородский Н. Publish or Perish в российских социальных науках // Вопросы образования. 2022. № 4. С. 80–106. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-4-80-106.
Дружилов С.А. Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и российская реальность // Педагогика. 2010. № 6. С. 51–58.
Дьюи Дж. Общество и его проблемы / пер. с англ. И.И. Мюрберг, А.Б. Толстов, Е.Н. Косилова. М.: Ideya-press, 2002. 160 p.
Дьюи Дж. Демократия и образование / пер. с англ. М.: Педагогика-пресс, 2000. 434 с.
Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Проблемы качества образования: матер. XV Всерос. науч.-метод. конф. В 3 кн. Кн. 2. М.-Уфа: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов Моск. гос. ин-та стали и сплавов, 2005. С. 5–26.
Кондрашов А.А. Проблемы современного юридического образования в контексте реформы высшего образования в Российской Федерации: итоги и перспективы // Актуальные проблемы юридического образования. 2018. № 1 (134). С. 144–156.
Лазар М.Г. Вхождение России в Болонский процесс: мечты и реальность // Ученые записки РГГМУ. 2009. № 9. С. 190–203.
Лазар М.Г. Реформа высшего образования России – итоги и последствия глазами социологии образования // Ученые записки РГГМУ. 2016. № 44. С. 232–244.
Образование в цифрах: 2021: краткий статистический сборник / Гохберг Л.М., Озерова О.К., Саутина Е.В. и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021. 132 с.
Песков Д.Н. Образование 2030: дорожные карты будущего. URL: narfu.ru/projects/skolkovo/presentation/m1/peskov.ppt (дата обращения: 14.03.2014).
Ранчин А.М. Апокалипсис нашего времени. Предварительные итоги реформ российского образования // Россия – ХХI. 2015. № 6. C. 66–83.
Современное российское образование: проблемы и перспективы развития / под ред. В.В. Фурсовой, О.В. Горбачевой. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2012. 257 с.
Социально-гуманитарное образование: ориентация, практики, ресурсы совершенствования / Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Дымарская О.Я., Чередниченко Г.А. М.: ЦСП, 2006. 264 с.
Тощенко Ж.Т. Высшее образование на перепутье: куда ведут реформы (заметки скептика) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 400–417. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.4.21.
Форсайт российского образования 2030. URL: https://slideshare.ru/polnoe-nazvanieprezentacii1forsajtrossijskogo-obrazovaniya-203010092013-111281 (дата обращения: 30.06.2021).
Форсайт компетенций – 2030. URL: asi.ru/projects/96/ (дата обращения 14.03.2014).
Chickering A.W. Quality from the student’s point of view. Achieving educational excellence: Critical assessment of priorities and practicies. Wash.: Jossey Bass, 1983. P. 485.
Cross K.P. Accent on learning: Improving instruction and reshaping the curriculum. 1st ed. San Fr.: Jossey-Bass Inc. Pub, 1976. 312 p.
Harvey J. Reforming the undergraduate curriculum. Problems and proposals. Washington, D.C.: Eric Clearing House on Higher Education; The George Washington University, 2003. 21 p.
Lapati A.D. Education and the Federal Government. New York: Mason/Charter, 1975. 388 p.
Lazerson M. Higher education and the American dream. CEU. Budapest: Central European University Press, 2010. 232 p.
Learning and earning. Special report. Lifelong education // The Economist. January 14, 2017. Pp. 1–10.
Skinner B.F. About Behaviorism. N.Y.: Knopf, 1974. 256 p.
Tussman J. Experiment at Berkeley. New York: Oxford University Press, 1969.
Tussman J. The Beleaguered College: Essays on educational reform. First ed. Univer. of California Inst. of American. January 1, 1997. 198 p.
https://minobrnauki.gov.ru/
Ключевые слова:
реформа высшего образования, Болонский процесс, система двухуровневого образования, специалитет, результаты реформы.


Статьи по теме

МНОГОВЕКТОРНАЯ ШКОЛА ЦИВИЛИСТИЧЕСКИХ И СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Страницы: 41-51 Выпуск №7907
Проблемно-целевой анализ современного юридического образования: поиск эффективной модели
образование высшее образование высшая школа университет эффективность образования
Подробнее
5. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ И ИНВЕСТИЦИЯМИ Страницы: 60-64 Выпуск №8134
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН НАПРАВЛЕНИЙ «ЭКОНОМИКА» И «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
знания открытое образование экономические дисциплины образовательные стандарты Болонский процесс
Подробнее
3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; предпринимательское право (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03); ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС; АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.15) Страницы: 68-71 Выпуск №3007
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
качественное высшее образование управление образованием основы правовой системы реформа высшего образования
Подробнее
11. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО 12.00.08 Страницы: 195-200 Выпуск №17214
Реформа юридического образования в Российской Федерации
Россия правовое государство юридическое образование магистратура бакалавриат
Подробнее
5.2.3.РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА Страницы: 200-213 Выпуск №21610
Негативные факторы влияния Болонского процесса на российскою систему высшего образования
Болонский процесс третичное образование человеческий капитал образовательная парадигма утечка выпускников высшей школы
Подробнее
14. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11) Страницы: 182-185 Выпуск №15378
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМ СУДОУСТРОЙСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯХ К КАНДИДАТАМ НА ДОЛЖНОСТЬ МИРОВОГО СУДЬИ
требования мировой судья образование специалитет назначение на должность
Подробнее
7. ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ Страницы: 68-73 Выпуск №7806
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В РОССИИ
тенденции высшее образование глобализация информация знания
Подробнее