Проблемы становления парламента как политического института
(Стр. 22-31)

Подробнее об авторах
Попова Аксана Александровна кандидат политических наук; начальник административного управления
Волжский государственный университет водного транспорта
Оплатить 390 руб. (Картой) Оплатить 390 руб. (Через QR-код)

Нажимая на кнопку купить вы соглашаетесь с условиями договора оферты

Аннотация:
В статье исследуются вопросы парламента как политического института, главным предназначением которого является разработка и принятие законов в интересах населения и государства. Вместе с тем помимо законотворческой, парламент выполняет и другие не менее важные функции, среди которых - представительная, контрольная и организационная. При этом следует отметить, что представительная функция является приоритетной, поскольку, во-первых, реализуется как через законодательную сферу, так и посредством иных сторон деятельности парламента; во-вторых, представительские полномочия заставляют рассматривать активность парламента как способ реализации коллективного права народа на власть; в-третьих, представительство как центральная функция парламента должно быть обеспечено в повседневной деятельности последнего и выражать интересы большинства в обществе, а не только самого парламентского большинства. Цель исследования заключается в анализе научно-исследовательских материалов и нормативно-правового регулирования парламента как носителя верховной законодательной власти. При этом следует отметить, что основополагающее место представительной власти определяет нормативное закрепление ведущей роли парламента, где представительство реализуется в весьма усложненной законодательной процедуре, которая нацелена на выработку компромиссного решения и обусловлена снятием социального напряжения и легитимацией государственного аппарата. Вместе с тем парламентское право может рассматриваться как достаточно сформированная и динамично развивающаяся отрасль права, что не противоречит его характеристике как подотрасли конституционного права. Парламентское право, наряду с избирательным правом и конституционно-процессуальным правом, развивается в фундаментальной системе конституционного права, выступает одним из крупных его образований. На основании исследования автор приходит к выводу, что парламент как политический институт в России являются одним из инструментов реализации современных принципов демократического правового государства с федеративным устройством и республиканской формой правления. Федеральное Собрание Российской Федерации имеет реальные средства, позволяющие избежать концентрации или узурпации власти в руках одного органа, группы лиц или одного человека. К этим инструментам можно отнести как общие принципы деятельности Федерального Собрания (разделение властей, открытость, законность, коллегиальность и т.д.), так и прямые права, обязанности палат парламента (законодательные, представительные, контрольные).
Образец цитирования:
Попова А.А., (2020), ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПАРЛАМЕНТА КАК ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА. Социально-политические науки, 4 => 22-31.
Список литературы:
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С. 40.
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.
Авакьян С.А. Совет Федерации: эволюция и перспективы // Федерализм. 2003. № 1. С. 128-133.
Автономов А.С. Правовая онтология политики: К построению системы категорий. М., 1999. С. 312.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 2-е изд., изм. и доп. М., 2000. С. 30.
Баришпольская Т.Ю. Гражданский процесс и процедура (понятие, служебная роль, проблемы теории и практики): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Томск, 1988. С. 8-9.
Бобракова Е.Е. Согласительные процедуры в конституционном праве: общие основы и особенности применения в федеральном законодательном процессе: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2001.
Боброва Н.А. Законодательная деятельность субъектов Российской Федерации и парламентские процедуры // Парламентские процедуры: процедуры России и зарубежный опыт: материалы научной конференции. Москва, 21-23 марта 2002 г. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 309-316.
Булаков О.Н. Парламентское право М., 2002. С. 77.
Горобец В.Д. Конституционно-правовой статус парламента Российской Федерации: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2000. С. 18.
Еллинек Г. Общее учение о государстве. С. 418.
Ёлчев В.А. Аппарат Государственной Думы и законотворческий процесс. М.: Памятники исторической мысли, 1999. С. 68.
Законодательство и законодательная деятельность в СССР // отв. ред. П.П. Гуреев, П.И. Седугин. М.: Юридическая литература, 1972. С. 115.
Зимин А.В. Становление парламентаризма в России в конце ХХ века: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Воронеж, 1997.
Ковачев Д.А. Механизм правотворчества социалистического государства (вопросы теории): Дис.. д-ра юрид. наук. М., 1980. С. 179.
Ковачев Д.А. Парламентская процедура: понятие, виды, регламентация (на опыте зарубежных государств) // Вестник межпарламентской ассамблеи. 1994. № 4. С. 193.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. С. 23-24.
Керимов А.Д. Французский парламентаризм: конституционно-правовое исследование: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 1999.
Комарова В.В. Динамика процесса формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Право и политика. 2002. № 2.
Комарова В.В. Референдарное право и референдарный процесс в системе конституционного права России // Право и жизнь. 2003. № 57.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.07.2020).
Корнилов А.Р. Правовые процедуры института юридической ответственности: Дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000. 196 с.
Крестьянинов Е.В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, подлежащих и не подлежащих обязательному рассмотрению // Государство и право. 1997. № 9.
Лазарев И.М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и их организаций с органами исполнительной власти в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2002. 20 с.
Левин М.И. История становления и развития парламентских процедур в Англии XVII - начала XIX в.: Автореф. дис. М., 1999. С. 8-9.
Любимов А.П. Парламентское право России. Основные источники. СПб., 1997.
Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М., 1955. С. 293.
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.В. Лазарева. М., 2001. С. 472.
Новицкая Т.И. Федеральный законодательный процесс России в условиях разделения властей. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2004.
Парламентское право России: учеб. пособие / под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. М., 1999. С. 14.
Пахоленко Н.Б. К характеристике «Думского периода» в истории Российского государства. В сб.: Становление конституционного государства в пост-тоталитарной России / отв. ред. В.А. Четвернин. 1996. С. 8.
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 333 (ред. от 15.07.2014) «Об утверждении Положения о полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30.01.2002 № 33-СФ (ред. от 20.05.2020) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 7. Ст. 635.
Протасов В.Н. Теоретические основы правовой процедуры: Дис.. д-ра юрид. наук. М., 1993. 397 с.
Рабко Т.А. Процедура и основания для признания результатов выборов недействительными нуждаются в детальной регламентации // Право и политика. 2000. № 12.
Размустов В. Становление российского парламентаризма: политико-правовой аспект // Проблемы парламентского права в России. М., 1996.
Романов Р.М. Двухпалатный парламент: особенности функционирования // Социология власти. 1998. № 6.
Рыбкин И.П. Становление и развитие парламентаризма в России: Дис.. д-ра полит. наук. М., 1995.
Рыжов В.А. Парламентаризм и его социально-историческая природа // Конституционное (государственное) право зарубежных стран: актуальные проблемы. М.: ВЮЗИ, 1990.
Сазонова И.К. Словарь иностранных слов. М., 1999. С. 516.
Саликов М.С. Парламентское процессуальное право - подотрасль конституционного процессуального права // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт. М., 2003. С. 37.
Степанов И.М. Парламентаризм и народовластие // Конституционная реформа в СССР: актуальные проблемы. М., 1990.
Степанов И.М. Российское парламентское право: сущностные и регулятивно-целевые ориентиры формирования // Государство и право. 1994. № 12. С. 3-11
Степанов И.М., Хабриева Т.Я. Парламентское право России. М., 1999. С. 386.
Топорнин Б.Н. Предисловие // Очерки парламентского права (зарубежный опыт). М. 1993. С. I-XII.
Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. 1998. № 7. С. 7.
Указ Президента РФ от 13.04.1996 № 549 (ред. от 12.02.2015) «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 16. Ст. 1842.
Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4916.
Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 04.04.2020) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru
Хабриева Т.Я. Понятие и место парламентского права России в системе права // Журнал российского права. 2002. № 9.
Хабриева Т.Я. К вопросу о месте Российского парламентского права в системе права. Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт. М., 2003. С. 23.
Яковенко О.В. Правовая процедура: Дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 43-44.
Silk P. How Parliament Works. London, 1987.
Ключевые слова:
Верховный Совет СССР, Совета Верховный Совет РСФСР, Конституция Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Регламент Совета Федерации, политический институт, парламентские процедуры, законодательный процесс.


Статьи по теме

3. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02) Страницы: 80-84 Выпуск №6840
О процессуальных нормах Конституции Российской Федерации
Конституция Российской Федерации процессуальные нормы уголовный процесс избирательный процесс законодательный процесс
Подробнее
2. ТЕОРИЯ и история ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01) Страницы: 46-51 Выпуск №4088
Разработка и всенародное обсуждение проекта Конституции СССР 1936 года
Конституция СССР 1936 года законодательный процесс Верховный Совет СССР Сталин ВКП(б)
Подробнее
Публично-правовые (государственно-правовые) науки Страницы: 10-15 DOI: 10.33693/2782-7372-2023-2-2-10-15 Выпуск №23134
Социальные субъекты правоотношений: конституционный рефрен
Конституция Российской Федерации конституционные правоотношения субъекты конституционных правоотношений публичные субъекты социальные субъекты
Подробнее
7. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО 12.00.02 Страницы: 116-120 Выпуск №17214
Особенности порядка формирования и расходования избирательных фондов: вопросы теории и практики
Конституция Российской Федерации федеральные законы выборы референдум избирательное право
Подробнее
3. Конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право Страницы: 56-60 Выпуск №4029
Правовое регулирование изменения границ между субъектами Российской Федерации: проблемы и решения
соглашение договор об изменении границ границы Камчатского края Конституция Российской Федерации Камчатская область и Корякский автономный округ
Подробнее
8. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02) Страницы: 80-82 Выпуск №15378
ПРИНЦИП ПРАВОВОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В РЕШЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
определенность принцип правовой определенности Конституция Российской Федерации норма права юридическая техника
Подробнее
2. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01) Страницы: 68-72 Выпуск №13604
Место и роль института президентства в системе органов государственной власти: зарубежный и российский опыт
Президент Российской Федерации институт президентства система органов государственной власти система сдержек и противовесов Конституция
Подробнее
2. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01) Страницы: 68-72 Выпуск №
Место и роль института президентства в системе органов государственной власти: зарубежный и российский опыт
Президент Российской Федерации институт президентства система органов государственной власти система сдержек и противовесов Конституция
Подробнее
2. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01) Страницы: 68-72 Выпуск №
Место и роль института президентства в системе органов государственной власти: зарубежный и российский опыт
Президент Российской Федерации институт президентства система органов государственной власти система сдержек и противовесов Конституция
Подробнее
8. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02) Страницы: 92-95 Выпуск №15378
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИНЦИПА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Конституция Российской Федерации местное самоуправление принципы права самостоятельность органов муниципальная власть
Подробнее