Цифровизация процессов предоставления мер социальной поддержки граждан как фактор повышения эффективности бюджетной деятельности государства
(Стр. 175-183)

Подробнее об авторах
Садовская Татьяна Дмитриевна кандидат юридических наук, доцент; доцент кафедры финансового права
Российский государственный университет правосудия
Москва, Российская Федерация
Оплатить 390 руб. (Картой) Оплатить 390 руб. (Через QR-код)

Нажимая на кнопку купить вы соглашаетесь с условиями договора оферты

Аннотация:
Актуальность исследования. Учитывая значительные расходы бюджета на цифровую трансформацию органов власти и социальную политику, большое количество получателей мер господдержки, насущную потребность в цифровых сервисах, особый интерес представляют предпринимаемые государством инициативы по созданию единой платформы адресной социальной поддержки граждан (социальное казначейство) в рамках формирующейся отечественной экосистемы. Цели исследования. Целями исследования являются анализ современного состояния цифровизации процессов назначения и предоставления основных мер поддержки, установление и выявление ориентиров и потребностей правового регулирования, изучение потенциальных возможностей внедрения платформенного подхода в сфере социального обеспечения для повышения эффективности бюджетной деятельности государства. Выводы. Правовыми ориентирами совершенствования процессов предоставления мер соцподдержки выступают документы стратегического планирования, полноценное воплощение которых требует комплексной проработки и создания необходимой нормативно-правовой базы. На сегодняшний день принцип адресности и целевого характера бюджетных средств в отношении предоставления мер соцподдержки должным образом не реализован, в связи с чем комплексная государственная социальная политика не обеспечивает в полной мере достижение поставленных целей и задач. Внедрение инновационной модели социального казначейства, первоисточником сведений для которой станут эталонные данные федерального регистра населения, позволит вывести процесс бюджетного администрирования в сфере социального обеспечения на качественно новый уровень, снизить риски невыполнения государством взятых на себя обязательств, будет способствовать укреплению культуры публичности и открытости процессов принятия управленческих решений, развитию подотчетности органов власти всех уровней перед обществом за достижение национальных целей развития.
Образец цитирования:
Садовская Т.Д., (2021), ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА. Проблемы экономики и юридической практики, 5 => 175-183.
Список литературы:
Актуальные проблемы финансового права: учебник / коллектив авторов: А.В. Селюков и др.; под ред. А.В. Селюкова, И.А. Цинделиани. М.: Юстиция, 2019. С. 178.
Андриченко Л.В., Мещерякова М.А. Информационные регистры как эффективное средство сбора и мониторинга данных о населении // Журнал российского права. 2012. № 8. С. 16-40.
Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2019. С. 322.
Бахур В. ФНС создает особый регистр, чтобы контролировать доходы российских семей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cnews.ru/news/top/2020-04-20_registr_svedenij_o_zhitelyah (дата обращения 10.08.2021).
Бегтин И., Бертяков А., Комин М., Пархимович О., Цыганков М. Оценка открытости государственных информационных систем в России. Аналитический доклад. Счетная палата РФ, АНО «Информационная культура», АНО «Центр перспективных управленческих решений», 2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ach.gov.ru /upload/pdf (дата обращения 10.08.2021).
Бертяков А.В. ИТ-бюджеты федеральных органов власти: знание явное и скрытое. Экспертная записка. М. Счетная палата РФ, ФКУ ЦЭАИТ СП, 2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: ttps://docviewer. yandex.ru/view/131604177 (дата обращения 10.08.2021).
Гапотченко Д. Власти приведут государственные информсистемы к единому знаменателю. 10.12.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cnews.ru/articles/2020-12-10_pravitelstvo_uni-fitsiruet_sozdaniе (дата обращения 10.08.2021).
Давыдова М.А., Садовская Т.Д. О некоторых новациях в сфере налогового контроля // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 4. С. 187. DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-4-184-189.
Дмитриева Н.Е., Жулин А.Б., Плаксин С.М., Синятуллина Л.Х., Стырин Е.М. Как цифровые платформы трансформируют госуправление. 29.11.2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения 10.08.2021).
Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Ефремов А.А., Клочкова Е.Н., Талапина Э.В., Старцев Я.Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам. М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2019. С. 6 (Научные доклады: государственное управление).
Кабытов П.П., Стародубова О.Е. Влияние цифровизации на реализацию полномочий органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2020. N 11. С. 125.
Кравченко Е.В. Адресность предоставления мер социальной поддержки: особенности и направления развития // Креативная экономика. 2020. Том 14. № 8. С. 1654.
Маслов Д.В., Дмитриев М.Э., Айвазян З.С. Отдельные аспекты трансформации государственного управления: процессы и качество. Аналитический обзор. М., 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: Gosupravlnie_Web.pdf (csr.ru) (дата обращения 10.08.2021).
Мацоцкий С. Россия строит виртуальный собес. Ведомости. 15.04.2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru /opinion/articles /2021/04/14/866060-rossiya-virtualnii (дата обращения 10.08.2021).
Организационные структуры и команды цифровой трансформации в системе государственного управления / авт.-сост. Н.С. Гаркуша, А.С. Шубин под ред. М.С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2020. С. 5 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tadviser.ru/images/0/07/%D0%9E (дата обращения 10.08.2021).
Ответ на вызовы цифровизации: госуправление, основанное на данных, «штабная» модель управления и структурный маневр в численности госслужащих. Доклад НИУ ВШЭ / А.Б. Жулин (рук. авт. кол.), Я.И. Кузьминов (рук. авт. кол.). М.: ИД ВШЭ, 2020. С. 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/mirror/ pubs/share/427045188.pdf (дата обращения 10.08.2021).
Петров М., Буров В., Шклярук М., Шаров А. Государство как платформа. (Кибер) государство для цифровой экономики. Цифровая трансформация. М., 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: 3132b2de 9ccef0db1eecd56071b98f5f.pdf (csr.ru) (дата обращения 10.08.2021).
Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность / Под ред. к.э.н. В. Назарова и А. Пошарац. Научный доклад. М.: Научно-исследовательский финансовый институт; Всемирный банк, 2017. 144 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nifi.ru/images/FILES /Reports/doc _soz_2017.pdf (дата обращения 10.08.2021).
Садовская Т.Д. Актуальные вопросы создания государственной цифровой платформы для оказания мер социальной поддержки населению // Проблемы создания цифровой экосистемы: правовые и экономические аспекты: монография / МГУ им. М.В. Ломоносова, Университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА), Моск. отделение Ассоциации юристов России, Межд. союз юристов и экономистов (Франция); Е. Н. Абрамова, А. П. Алексеенко, С. Н. Белова [и др.]; под общ. ред. В.А. Вайпана, М.А. Егоровой. Москва: Юстицинформ, 2021. С. 132.
Стырин Е.М., Дмитриева Н.Е., Синятуллина Л.Х. Государственные цифровые платформы: от концепта к реализации // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 4. С. 43, 46, 52.
Удовенко И.П. Цифровые технологии в сфере социальной защиты: новый формат взаимодействия государства и граждан в условиях пандемии. 27.05.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.imemo.ru/publications/relevant-comments/text (дата обращения 10.08.2021).
Феоктистова О А., Андреева Е.И., Бычков Д.Г. Социальное казначейство: модель на основе интегрированного реестра // Иннов: электронный научный журнал. 2017. № 4 (33) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.innov.ru/science/economy/sotsialnoe-kaznacheystvo-model-na-o/ (дата обращения 10.08.2021).
Феоктистова О.А., Андреева Е.И., Фокина Т.В. Зарубежный опыт использования единого реестра получателей социальной помощи и перспективы создания такого реестра в России // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2016. N 18. С. 29-39.
Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; науч. ред. Л.М. Гохберг. М.: ИД ВШЭ, 2019. С. 10 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docviewer. yandex.ru/view/131604177 (дата обращения 10.08.2021).
Шевцова Г.А. Опыт зарубежных стран в создании системы электронного правительства и формировании единого информационного ресурса // Жилищное право. 2020. N 7. С. 95-111.
Ключевые слова:
бюджетная деятельность государства, сфера социального обеспечения, цифровая трансформация социальной сферы, федеральный регистр населения, единая платформа адресной социальной поддержки граждан (социальное казначейство), меры социальной поддержки.


Статьи по теме

Демография Страницы: 119-129 DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-6-119-129 Выпуск №46090
Правовое положение (статус) многодетной семьи в Российской Федерации: текущее состояние и концептуальные предложения с позиции максимизации результативности семейно-демографической политики и интеграции лучших практик
многодетная семья многодетность статус многодетной семьи демографическая политика семейно-демографическая политика
Подробнее