РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И ПРАВОСЛАВИЕ: ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
(Стр. 215-220)

Подробнее об авторах
Корсакова Любовь Евгеньевна канд. филол. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Чебоксарский кооперативный институт. Филиал: Российский университет кооперации. Подразделение: кафедра философии, истории и педагогики.
Чебоксарский кооперативный институт. Филиал: Российский университет кооперации
Чтобы читать текст статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему
Аннотация:
Статья посвящена вопросам взаимосвязи российской государственности и православия как исторически государство- и культурообразующей религии России. Актуальность темы обусловлена правовыми, культурными и политическими процессами современного российского общества, требующими определения национальной и гражданской идентичности. Подробно рассматриваются проблемы закрепления эксклюзивного статуса православия и «русского народа» в правовом поле, в частности Конституции РФ. Комплексно исследована роль православия в истории российской государственности и создании такой уникальной формы политической организации государства, как русское православное самодержавие. Подчеркивается неоднозначность на современном этапе трактовки понятия «русский» в цивилизационном, государственном, национальном, гражданском и культурном аспектах. Аргументировано отсутствие необходимости закрепления отдельного статуса этнонима «русский народ» в Конституции, поскольку Россия - полиэтническая цивилизациия, скрепленная русским культурным ядром, русской культурной доминантой, носителями которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности. По результатам исследования автор пришел к выводу о том, что разрушение традиционной религиозности, формировавшейся веками, нарушает права и свободы каждого гражданина страны, в связи с этим необходимо законодательно предоставить статус традиционных религий для православия, ислама, иудаизма и буддизма, выделив особую роль православия. Полученные в результате исследования выводы могут использоваться в рамках проводимой законодательной работы в области межрелигиозных отношений, в научно-исследовательской работе в сфере юриспруденции, философии, культурологии и религиоведения.
Образец цитирования:
Корсакова Л.Е., (2015), РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И ПРАВОСЛАВИЕ: ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ. Пробелы в российском законодательстве, 3: 215-220.
Список литературы:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.) // URL: www.garant.ru/doc/constitution/
Послание Президента Федеральному Собранию, 4 декабря 2014 г., Москва, Кремль.// URL: http://www.kremlin.ru/news/47173.
Декларация о русской идентичности. Соборное слово XVIII Всемирного русского народного собора // URL: http://www.vrns.ru/news/
Бондаренко Ю.В. О влиянии византийской культуры на политико-правовое пространство Киевской Руси и Болгарии // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №6. - С. 44-46.
Гриднев А.Н. Роль византийского права в формировании древнерусской государственности // Пробелы в российском законодательстве. - 2009. - №3. - С. 207-209.
Дмитриев М.В. Конфессиональный фактор в формировании представлений о «русском» в культуре Московской Руси // Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе. Средние века - новое время. Под ред. М.В. Дмитриева. - М.: Индрик, 2008. - С. 218-240.
Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: Академический Проект, Раритет, 2001. - 880 с.
Корсакова Л.Е. Методология исследования православной культуры в пространстве этноса: Монография. - Чебоксары, 2015. - 110 с.
Корсакова Л.Е. Парадигма святости власти в российской государственной и культурной традиции //Актуальные проблемы российской государственности и права: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (27 ноября 2014 г.) / под общ.ред. д-ра ист. наук, проф. В.В. Андреева, канд. юрид. наук, доц. М.Г. Иванова. - Чебоксары: ЧКИ РУК, 2015. - С.76-80.
Костенко Н.И. Конституционные основы механизма защиты прав человека и гражданина // Пробелы в российском законодательстве. - 2015. - №1. - С. 291-296.
Кузнецов С.В. Православный приход в России XIX в. // Православная вера и традиции благочестия у русских в XVII - XX веках: Этнографические материалы и исследования. - М.: Наука, 2002. - С. 156 - 178.
Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. - СПб.: Наука, 1997. - Т. 1.: XI-XII века. // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru
Мономах Владимир. Поучение Владимира Мономаха / Ред. Е.В. Демина. - М.: ОлмаМедиаГрупп, 2014. - 304 с.
Немыченков Владимир. Русская народная линия // URL: http://www.inion.ru/conf.Dubna-2014
Ремизов М.В. Проект «Государство-цивилизация» // Конституция России. Новый строй. - М.: Институт национальной стратегии, 2005. - С.55 -70.
Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии (пер. с англ. М.А. Маслина) // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья / отв. ред. член-корр. АН СССР Е.М. Чехарин. - М.: Наука, 1990. - С. 463 - 489.
Таймасов Л.А. История первого чувашского православного монастыря: Монография. - Чебоксары, 2011. - 164 с.
Флоренский П.А. Около Хомякова: (Критические заметки). - Сергиев Посад, 1916. - 85 с.
Флоровский Г.В. , прот. Пути русского богословия. -Paris: YMCA-PRESS, 1983. - 848 с.
Шахов М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. - 2-е изд., доп. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. - 528 с.
Ельчанинов А.В.,. Флоренский П.А. Православие // Православие: pro et contra. Осмысление роли Православия в судьбе России деятелями русской культуры и Церкви. - СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2001.
Ключевые слова:
Конституция РФ, российская государственность, национальная и культурная самобытность России, православие и православная культура, этноколлективная и гражданская идентичность, этноконфессиональные процессы, конкордат государства с РПЦ, государствообразующая религия и государствообразующий народ.