Применение комплексных ситуационных заданий при обучении боевым приемам борьбы слушателей образовательных организаций МВД России
(Стр. 95-99)

Подробнее об авторах
Дадов Аслан Владимирович капитан полиции, старший преподаватель кафедры физической подготовки
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Нальчик, КБР, Россия
Чтобы читать текст статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему
Аннотация:
Целью данного исследования является изучение влияния ситуационного обучения на эффективность подготовки слушателей образовательных организаций МВД России в контексте формирования у них профессионально важных физических качеств, необходимых для эффективного противодействия правонарушителю. Подтверждая особую сложность и неординарность специфики работы сотрудников ОВД, когда им приходится постоянно сталкиваться с антиобщественным элементом, следует указать на необходимость демонстрировать готовность к возникновению критической ситуации, которая несет в себе риски для жизни и здоровья сотрудника. И одним из ключевых компонентов успешной деятельности является выработка навыков самоконтроля средствами физической подготовки. Особое затруднение у слушателей в период подготовки наблюдается в психологических факторах, осложняющих эффективное решение поставленной задачи. А принимая во внимание обстоятельство, что сотрудник может уступать преступнику не только в психологической, но технической и физической подготовке, то при обеспечении личной безопасности необходимо в схватке проявлять находчивость и быстроту реакции. Главным содержанием занятий с применением комплексных ситуационных заданий является выполнение упражнений в разных ролях. Во время занятия преподаватель может неожиданно внести изменения и усложнить задание и оценить насколько быстро реагирует слушатель, проходящий его, какие действия он выполняет и степень их правомерности. Цель считается выполненной, если исполнитель справился и принял все меры в возникшей ситуации. Результатом освоения ситуационного подхода выступает умение сотрудника в кратчайшее время войти в ситуацию, проанализировать ее и воспользоваться ее компонентами для успешного решения служебно-боевой задачи. Решения могут носить нестандартный характер и вытекать из заданной цели. При помощи данного метода у слушателей развиваются аналитические способности, также они обучаются оценивать альтернативу, выбирать оптимальный вариант, составлять по нему план и действовать согласно плановым задачам. Установлено, что применение ситуационного метода дает возможность слушателям овладеть устойчивыми навыками правомерного применения мер физического воздействия на правонарушителей и качественно выполнять свои обязанности.
Образец цитирования:
Дадов А.В., (2022), ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ. Пробелы в российском законодательстве, 4: 95-99.
Список литературы:
Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения 14.04.2022).
Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71647620/ (дата обращения 24.04.2022).
Губжоков А.Х. Формирование тактических основ применения боевых приемов борьбы у сотрудников полиции на занятиях по физической и профессиональной служебной подготовке // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 2. С. 207-209.
Губжоков А.Х. Формирование двигательных навыков применения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 2. С. 139-143.
Кодзоков А.Х. Пути совершенствования тактических основ применения боевых приемов борьбы слушателями образовательных организаций МВД России // В сборнике: Культура физическая и здоровье современной молодежи. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2021. С. 89-96.
Крымшокалов А.З. Оптимизация тактических и технических основ боевых приемов борьбы у слушателей образовательных организаций МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 4. С. 177-180.
Малиновский А.В., Красилов О.В., Мананников С.В. Использование метода ситуационного моделирования на занятиях по профессиональной прикладной физической подготовке в образовательных организациях системы МВД России // Вестник экономической безопасности. 2019.№ 3. С. 384-389.
Мананников С.В. Психологическая и физическая подготовка сотрудников полиции в современных условиях // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. 2021. № 37. С. 100-102.
Троян Е.И. Использование ситуационного метода для обучения сотрудников полиции применению приемов самозащиты и задержания // В сборнике: Инновационные формы и практический опыт физического воспитания детей и учащейся молодежи. Сборник научных статей. Редколлегия: П.И. Новицкий (гл. ред.) [и др.]. Витебск, 2020. С. 251-255.
Троян Е.И., Трусова Н.К. Использование ситуационного метода для обучения сотрудников подразделений охранно-конвойной службы полиции применению физической силы в типовых ситуациях служебной деятельности // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 4(62). С. 31-35.
Хажироков В.А. Пределы применения физической силы сотрудниками полиции // В сборнике: Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 137-140.
Черкесов Р.М. Эффективность обучения навыкам применения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1. С. 230-232.
Ключевые слова:
слушатели образовательных организаций МВД России, физическая подготовка, психологическая подготовка, критическая ситуация, ситуационный подход к обучению.