Правовой статус психолога и педагога как участников уголовного cудопроизводства
(Стр. 38-43)
Подробнее об авторах
Напсоков Артур Ризуанович
преподаватель кафедры специальных дисциплин
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
г.Нальчик, Россия Танашев Беслан Вячеславович подподлковник полиции, Заместитель начальника Отдела Уголовного Розыска по оперативной работе
Отдел полиции №1 Управления Министерства Внутренних Дел Российской Федерации
г.Нальчик, Россия
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
г.Нальчик, Россия Танашев Беслан Вячеславович подподлковник полиции, Заместитель начальника Отдела Уголовного Розыска по оперативной работе
Отдел полиции №1 Управления Министерства Внутренних Дел Российской Федерации
г.Нальчик, Россия
Аннотация:
Аннотация: Целью данной статьи является обзор вопросов, касающихся правового статуса психолога и педагога в уголовном судопроизводстве, степени их участия. Авторами были выявлены такие проблемы как формальное привлечение данных специалистов следователем и недостаточность правового регулирования процесса привлечения данных специалистов. Отсутствие понимания значимости присутствия педагогов и психологов у субъектов уголовного судопроизводства приводит к тому, что специалисты «играют» номинальную роль, а их правовой статус сводится к минимальным функциям в виде проверки протоколов, исключая ту важную помощь, которые они могут оказывать в действительности.
Выводы: Правовой статус педагога и психолога в уголовном судопроизводстве нашей страны вызывает широкие дискуссии и обсуждается ведущими правоведами страны, поскольку законодательно не определен. Как правило, следователь на основании своего субъективного мнения определяет какой именно специалист будет привлечен к участию. Поскольку в нашей стране не существует единой базы специалистов рассматриваемой категории, то к следствию может быть привлечен любой специалист, формально подходящий под квалификационные требования (наличие образования либо опыта работы). К сожалению, данные критерии могут быть очень разнообразны, а специалист, выступающий в данном статусе не всегда может ему соответствовать, в чем, собственно, и состоит главная проблема.
Педагог, обладающий педагогическим опытом, но не образованием, либо психолог может иметь свидетельство о переквалификации, а не о профессиональном образовании. В связи с чем, участие данных специалистов, в большинстве случаев отмечается как формальное.
По мнению же ученых педагог и психолог имеют функцию оказания помощи всем участникам уголовного процесса не только подозреваемым(обвиняемым), но и следователю, в связи с чем, процессуальный статус психолога и педагога в УПК РФ должен быть конкретизирован.
Несмотря на важную роль психолога и педагога, деятельность данных субъектов в уголовном судопроизводстве не лишена проблем, в числе которых следующие: специалисты привлекаются формально, с целью соблюдения норм права; перечень полномочий у психологов и педагогов в уголовном судопроизводстве ограничен; отсутствие понимания значимости присутствия педагогов и психологов у субъектов уголовного судопроизводства приводит к тому, что специалисты «играют» номинальную роль; низкий уровень ответственности самих специалистов, как результат неприменение собственных знаний на практике; недостаточность правового регулирования процесса привлечения педагогов и психологов.
Выводы: Правовой статус педагога и психолога в уголовном судопроизводстве нашей страны вызывает широкие дискуссии и обсуждается ведущими правоведами страны, поскольку законодательно не определен. Как правило, следователь на основании своего субъективного мнения определяет какой именно специалист будет привлечен к участию. Поскольку в нашей стране не существует единой базы специалистов рассматриваемой категории, то к следствию может быть привлечен любой специалист, формально подходящий под квалификационные требования (наличие образования либо опыта работы). К сожалению, данные критерии могут быть очень разнообразны, а специалист, выступающий в данном статусе не всегда может ему соответствовать, в чем, собственно, и состоит главная проблема.
Педагог, обладающий педагогическим опытом, но не образованием, либо психолог может иметь свидетельство о переквалификации, а не о профессиональном образовании. В связи с чем, участие данных специалистов, в большинстве случаев отмечается как формальное.
По мнению же ученых педагог и психолог имеют функцию оказания помощи всем участникам уголовного процесса не только подозреваемым(обвиняемым), но и следователю, в связи с чем, процессуальный статус психолога и педагога в УПК РФ должен быть конкретизирован.
Несмотря на важную роль психолога и педагога, деятельность данных субъектов в уголовном судопроизводстве не лишена проблем, в числе которых следующие: специалисты привлекаются формально, с целью соблюдения норм права; перечень полномочий у психологов и педагогов в уголовном судопроизводстве ограничен; отсутствие понимания значимости присутствия педагогов и психологов у субъектов уголовного судопроизводства приводит к тому, что специалисты «играют» номинальную роль; низкий уровень ответственности самих специалистов, как результат неприменение собственных знаний на практике; недостаточность правового регулирования процесса привлечения педагогов и психологов.
Образец цитирования:
Напсоков А.Р., Танашев Б.В. Правовой статус психолога и педагога как участников уголовного cудопроизводства // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. №5. С. 038-043. EDN: BCLAGE
Список литературы:
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: УПК РФ) от 18.12.2001 № 174-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс.
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс.
Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н. // КонсультантПлюс.
Бычков А.Н. Участие педагога в российском уголовном судопроизводстве: монография. - М.: Юрлитинформ, 2011. – 176 с.
Виницкий Л.В., Сурменева С.В. Участие психолога в стадии предварительного расследования: монография. – Москва: Юрлитинформ, 2015. – 272 с.
Галдин М.В. Изменения в УПК РФ о педагоге// Вопросы ювенальной юстиции. 2013. № 5. С. 17–19.
Гречаная И.В. Судебное разбирательство в отношении несовершеннолетних: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Москва, 2014. 32 с.
Дощицын А.Н. Процессуальные и криминалистические особенности производства следственных действий с участием малолетних: монография. - М: Юрлитинформ, 2015. 315с.
Кокурин И.П. Актуальные проблемы расследования дел о преступлениях несовершеннолетних: дис. … канд. юрид. наук. - М., 1997. 168 с.
Костицкий В.М. Использование специальных психологический знаний в советском уголовном процессе: дис. … д-ра юрид. наук. Львов, 1990. 914 с.
Роганов С. А. К вопросу об участии педагога при производстве допроса / Ленингр. юрид. журн. 2016. №. 2. С. 114-115.
Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М: Дело, 2001. 270 с.
Мифтахова Л.А. Проблемы участия психолога в уголовном процессе: дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2001. 222 с.
Храмцова В.В. Особенности правового статуса педагога и психолога как участников уголовного судопроизводства// Эксперт-криминалист. 2018. № 1. С. 32–34.
Цветкова Е.В. Об участии педагога (психолога) при проведении следственных действий // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2012. № 1 (10). С. 20–23.
Шувалова М.А. Процессуальные действия психолога и педагога в уголовном судопроизводстве // Вестник ННГУ. 2019. №6. С. 196-202.
Шувалова М.А. Педагог и психолог как две независимые процессуальные фигуры уголовного судопроизводства // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. №3 (83). С. 120-121.
Янин М.Г. Правовой статус педагога, психолога и законного представителя в российском уголовном судопроизводстве // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2020. №2. С. 39-40.
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс.
Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н. // КонсультантПлюс.
Бычков А.Н. Участие педагога в российском уголовном судопроизводстве: монография. - М.: Юрлитинформ, 2011. – 176 с.
Виницкий Л.В., Сурменева С.В. Участие психолога в стадии предварительного расследования: монография. – Москва: Юрлитинформ, 2015. – 272 с.
Галдин М.В. Изменения в УПК РФ о педагоге// Вопросы ювенальной юстиции. 2013. № 5. С. 17–19.
Гречаная И.В. Судебное разбирательство в отношении несовершеннолетних: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Москва, 2014. 32 с.
Дощицын А.Н. Процессуальные и криминалистические особенности производства следственных действий с участием малолетних: монография. - М: Юрлитинформ, 2015. 315с.
Кокурин И.П. Актуальные проблемы расследования дел о преступлениях несовершеннолетних: дис. … канд. юрид. наук. - М., 1997. 168 с.
Костицкий В.М. Использование специальных психологический знаний в советском уголовном процессе: дис. … д-ра юрид. наук. Львов, 1990. 914 с.
Роганов С. А. К вопросу об участии педагога при производстве допроса / Ленингр. юрид. журн. 2016. №. 2. С. 114-115.
Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М: Дело, 2001. 270 с.
Мифтахова Л.А. Проблемы участия психолога в уголовном процессе: дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2001. 222 с.
Храмцова В.В. Особенности правового статуса педагога и психолога как участников уголовного судопроизводства// Эксперт-криминалист. 2018. № 1. С. 32–34.
Цветкова Е.В. Об участии педагога (психолога) при проведении следственных действий // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2012. № 1 (10). С. 20–23.
Шувалова М.А. Процессуальные действия психолога и педагога в уголовном судопроизводстве // Вестник ННГУ. 2019. №6. С. 196-202.
Шувалова М.А. Педагог и психолог как две независимые процессуальные фигуры уголовного судопроизводства // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. №3 (83). С. 120-121.
Янин М.Г. Правовой статус педагога, психолога и законного представителя в российском уголовном судопроизводстве // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2020. №2. С. 39-40.
Ключевые слова:
правовой статус, психолог, педагог, судопроизводство, специалисты, проблемы, несовершеннолетние, законодательство..
Статьи по теме
ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ Страницы: 61-66 Выпуск №24178
Проблемы трудовой правосубъектности несовершеннолетних работодателей, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме
работодатель-физическое лицо
наемный работник
трудовая правосубъектность
гражданская дееспособность
несовершеннолетние
Подробнее
6. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.09) Страницы: 168-171 Выпуск №13661
К ВОПРОСУ О ПРОИЗВОДСТВЕ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ (ОБВИНЯЕМЫХ)
несовершеннолетние подозреваемые (обвиняемые)
допрос
законный представитель
педагог
психолог
Подробнее
9. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ГАРАНТИИ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ Страницы: 142-144 Выпуск №7176
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИИ
несовершеннолетний
ювенальный суд
ювенальная юстиция
система ювенальной юстиции
служба пробации
Подробнее
6. Права и свободы человека и гражданина, гарантии их обеспечения Страницы: 104-108 Выпуск №6158
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОПРАВОВОГО СТАТУСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СПОРТСМЕНОВ
спортсмены
несовершеннолетние
правовой статус
ответственность
гарантии
Подробнее
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ» 20-21 МАЯ 2022 Г., Г. НАЛЬЧИК, СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (ФИЛИАЛ) КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ секция 1. Страницы: 44-48 Выпуск №21338
Показания как источник доказательств в уголовном процессе
показания
сведения
доказательства
анонимные свидетели
специалисты
Подробнее
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И ИНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ. ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА Страницы: 173-176 Выпуск №24238
Проблемные аспекты правил производства следственных действий
правила
уголовное судопроизводство
следователь
следственные действия
норма
Подробнее
2. ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 5.1.2.) Страницы: 106-113 Выпуск №22137
Актуальные проблемы регулирования трудовых правоотношений с участием иностранного элемента в РФ в условиях санкций и использование опыта ОАЭ для их решения
проблемы
регулирование
правоотношения
миграция
опыт
Подробнее
17. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11) Страницы: 219-221 Выпуск №11740
К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОКУРАТУРЫ
прокуратура
правовой статус
принцип единства
научные разработки
государственные органы
Подробнее
7. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС (специальность 12.00.09) Страницы: 166-167 Выпуск №4285
Участие граждан в производстве отдельных следственных действий в уголовном процессе Российской Федерации
граждане
судопроизводство
традиционный элемент российской системы правосудия
права и обязанности понятых
протокол следственного действия
Подробнее
6. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.09) Страницы: 176-178 Выпуск №13661
Выемка в уголовном судопроизводстве: история и современное состояние
выемка
протокол
проблемы
следственное действие
Подробнее