Законодательные органы субъектов Российской Федерации на современном этапе реформирования единой системы публичной власти
(Стр. 29-34)
Подробнее об авторах
Абгаров Степан Степанович
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права
Северо-Кавказский федеральный университет
г. Ставрополь, Российская Федерация, Аванесова Анна Артёмовна кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права
Северо-Кавказский федеральный университет
г. Ставрополь, Российская Федерация,
Северо-Кавказский федеральный университет
г. Ставрополь, Российская Федерация, Аванесова Анна Артёмовна кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права
Северо-Кавказский федеральный университет
г. Ставрополь, Российская Федерация,
Аннотация:
Изменения в конституционно-правовой системе России после реформы 2020 года актуализировали задачу оценки статуса законодательных органов субъектов Федерации. Эти институты формально закреплены в системе публичной власти как органы народного представительства, однако их практическая деятельность демонстрирует значительные различия между регионами и выявляет дисбалансы в реализации принципа разделения властей. Исследование основано на анализе федерального законодательства, актов субъектов и регламентов парламентов, что позволяет выявить ключевые тенденции и проблемные зоны. Цель работы—определить, каким образом современная конституционная модернизация влияет на нормативное закрепление полномочий парламентов субъектов РФ и насколько полно они способны выполнять функции контроля и представительства. В центре внимания находятся различия в правовом оформлении полномочий, степень детализации процедур, а также практика их реализации на региональном уровне. Результаты исследования показывают, что во многих субъектах сохраняется чрезмерная опора на регламенты, тогда как региональные законы о статусе парламентов отсутствуют или не обеспечивают достаточной правовой определённости. Это создаёт риски для стабильности системы сдержек и противовесов и ослабляет роль законодательных органов в структуре публичной власти. Сделан вывод о целесообразности унификации ключевых положений законодательства субъектов, формулирования обязательного перечня полномочий парламентов и выработки единых стандартов их правового статуса, что позволит повысить эффективность и предсказуемость их деятельности.
Образец цитирования:
Абгаров С.С., Аванесова А.А. Законодательные органы субъектов Российской Федерации на современном этапе реформирования единой системы публичной власти // Проблемы экономики и юридической практики. 2025. Т. 21. № 4. С. 29-34. EDN: RSWGOW
Список литературы:
Безруков А.В., Кожевников О.А. Российский федерализм и местное самоуправление: тенденции соотношения и перспективы развития // Baikal Research Journal. 2023. Т. 14. № 3. С. 1225–1235.
Добрынин Н.М. Российский федерализм как прообраз будущей глобальной многополярности // Российский журнал менеджмента и социально-экономических исследований. 2024. № 2. С. 15–27. DOI: 10.31857/S1026945224020037.
Ромашова И.В. Конституционное правопонимание как системный элемент российского федерализма // Ленинградский юридический журнал. 2024. № 3. С. 69–91.
Семёнов И.А. Федеральная территория: конституционно-правовое регулирование // Российский журнал правовых исследований. 2024. Т.11. № 3. С. 25–32.
Тхабисимова Л.А., Гацолаева А.Х., Цапко М.И. Конституционно-правовая регламентация народовластия в субъектах Российской Федерации: современные тенденции. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2021. 128 с.
Bochkareva E., Kurdyuk P., Chueva A., Voronenko E. First federal territory in Russia: Features of public authority organization // Revista Relações Internacionais no Mundo Atual. 2024. Vol. 2. No. 44. P. 413–424.
Keshikova N., Demeshko I. The concept and structure of activities in the field of organizing and holding elections to government bodies in the theory of constitutional law // Cuestiones Políticas. 2021. Vol. 39. No. 71. P. 682–702. DOI: 10.46398/cuestpol.3971.41.
Добрынин Н.М. Российский федерализм как прообраз будущей глобальной многополярности // Российский журнал менеджмента и социально-экономических исследований. 2024. № 2. С. 15–27. DOI: 10.31857/S1026945224020037.
Ромашова И.В. Конституционное правопонимание как системный элемент российского федерализма // Ленинградский юридический журнал. 2024. № 3. С. 69–91.
Семёнов И.А. Федеральная территория: конституционно-правовое регулирование // Российский журнал правовых исследований. 2024. Т.11. № 3. С. 25–32.
Тхабисимова Л.А., Гацолаева А.Х., Цапко М.И. Конституционно-правовая регламентация народовластия в субъектах Российской Федерации: современные тенденции. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2021. 128 с.
Bochkareva E., Kurdyuk P., Chueva A., Voronenko E. First federal territory in Russia: Features of public authority organization // Revista Relações Internacionais no Mundo Atual. 2024. Vol. 2. No. 44. P. 413–424.
Keshikova N., Demeshko I. The concept and structure of activities in the field of organizing and holding elections to government bodies in the theory of constitutional law // Cuestiones Políticas. 2021. Vol. 39. No. 71. P. 682–702. DOI: 10.46398/cuestpol.3971.41.
Ключевые слова:
реформа публичной власти, единая система публичной власти, субъекты Российской Федерации, законодательные органы субъектов Федерации, конституционная модернизация..