Актуальные вопросы реализации программ профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников, впервые принятыхна службу в органы внутренних дел РоссийскойФедерации по должности служащего «полицейский»
(Стр. 104-112)

Подробнее об авторах
Урумов Аскер Валерьевич канд. юрид. наук, подполковник полиции, старший преподаватель кафедры специально-технической подготовки, г. Нальчик SPIN: 6957-0300
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России; г.Нальчик
; Россия Гаужаева Виктория Александровна канд. юрид. наук, доцент кафедры специально-технической подготовки; Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД; Россия
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России; г. Нальчик
; Россия Омская академия МВД России, г. Омск, Россия
Читать текст статьи
Аннотация:
Аннотация: В статье раскрываются ключевые аспекты реализации примерных программ профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел, по должности служащего «Полицейский». Авторы обоснованно указывают на востребованность новых примерных образовательных программ профессиональной подготовки в условиях сложившейся оперативной обстановки в связи с проведением специальной военной операции и положением дел в сфере кадрового обеспечения МВД России. Проведенный ретроспективный обзор подготовки сотрудников органов внутренних дел позволяет отметить, что современная модель подготовки сотрудника основана на идее «монопрофильного» вектора подготовки. По мнению авторов, именно такая парадигма заложена в новых программах, что подтверждается их архитектоникой (в частности, наличием вариативных дисциплин, т.е. дисциплин «профессионально-специализированного цикла») и содержанием. Что касается экспериментальных типовых программ «многопрофильной» подготовки сотрудников, то они оказались затратными и не востребованными на современном этапе подготовки кадров для МВД России. Учитывая сокращение объема учебного времени, выделяемого на освоение указанных программ, авторы предлагают уделить особое внимание организационно-методическим особенностям их реализации для достижения цели обучения. Краеугольным камнем, по мнению авторов, здесь должна стать методика преподавания каждой отдельно взятой учебной дисциплины — частная методика преподавания (частная дидактика), а также создание единого реестра учебно-методических материалов по дисциплинам программ, разработанных образовательными организациями МВД России в рамках единого ведомственного цифрового портала. Такая транспарентность электронных ресурсов обеспечит повышение качества реализации основных образовательных программ и соответственно, высокий уровень подготовки кадров. Главные усилия профессорско-преподавательского состава при реализации обсуждаемых программ должны быть сосредоточены на содержательной стороне занятий, обеспечении высокого качества занятий лекционного типа, творческом характере занятий семинарского типа, развитии цифровой культуры преподавателей, сотрудников и обучающихся, стремлении к тому, чтобы учеба легла в основу мотивации дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности каждого сотрудника. Органическое единство знаний, убеждений и практического опыта — главная цель обучения кадров МВД России.
Цель исследования — выявление краеугольных аспектов реализации программ профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел, по должности служащего «Полицейский». Для этого в ходе исследования решены следующие задачи: 1) проанализированы примерные программы профессиональной подготовки и выявлены особенности их реализации; 2) установлена модель (магистральный вектор) подготовки кадров МВД России по программам профессиональной подготовки; 3) определены ключевые аспекты в подготовке сотрудников органов внутренних дел по указанным образовательным программам. В рамках исследования применялись такие общие и частные научные методы, как анализ и синтез, метод сравнения и экспертной оценки, метод систематического обзора и др. В результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы: 1) для эффективной реализации примерных программ профессиональной подготовки предлагается создать единый ведомственный цифровой портал образовательных организаций МВД России для размещения в общем ведомственном электронном доступе концептуально и содержательно выверенных учебно-методических материалов по дисциплинам программ; 2) разработчики примерных программ предоставили возможность учебным центрам и образовательным организациям МВД России по согласованию с комплектующими органами МВД России самостоятельно определять содержание профессионально-специализированного цикла и вводить факультативные дисциплины для учета интересов территориальных (комплектующих) органов МВД России при подготовке кадров, учета региональных особенностей и складывающейся оперативной обстановки; 3) реализация новых примерных программ обусловлена не только требованиями Комплекса мероприятий по совершенствованию системы подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации (на 2022-2023 годы), но и значительным некомплектом министерства. В заключении авторы отмечают, что профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел должна строиться с учетом региональных и территориальных особенностей и адекватно отвечать поставленным перед МВД России задачам.
Образец цитирования:
Урумов А.В., Гаужаева В.А. Актуальные вопросы реализации программ профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации по должности служащего «полицейский» // Пробелы в российском законодательстве. 2024. Т. 17. №4. С. 104-112. EDN: IVZNYT
Список литературы:
Жевлакович С.С. К вопросу о совершенствовании профессионального обучения по программам профессиональной подготовки сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел // Вестник экономической безопасности. 2019. № 1. С. 251-256.
Колокольцев В.А. Потенциал эффективной работы. Из выступления Министра внутренних дел Российской Федерации на расширенном заседании коллегии МВД России // Научно-практический альманах МВД России «Профессионал». 2022. № 2. С. 5-9.
Курушин В.И. Универсальный милиционер // Персонал. 2000. № 1. С. 19-23.
Письмо ГУРЛС МВД России от 19 января 2024 г. № 21/12/1004 «О направлении примерных основных программ профессиональной (первоначальной) подготовки».
Примерная рабочая программа элективной учебной дисциплины «Специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к действиям в особых условиях» цикла факультативных и элективной дисциплин примерных программ профессиональной (первоначальной) подготовки по должности служащего «Полицейский». - М: ГУРЛС МВД России, 2022. - 15 с.
Технология модульного обучения в системе первоначальной подготовки сотрудников ОВД: научно-методическое пособие / Авторы-составители В.А. Иошлевич, Г.А. Казарцева; Под общ. ред. О.Д. Нациевского. - Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2002. - 26 с.
Урумов А.В. Организация профессионального обучения в образовательных организациях МВД России при проведении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации // Пробелы в российском законодательстве. 2020. № 3. С. 285-291.
Ключевые слова:
образовательная программа, профессиональное обучение, профессиональная подготовка, органы внутренних дел, «монопрофильный» вектор подготовки, методический инструментарий, учебно-методические материалы, частная методика (частная дидактика), ведомственный цифровой портал., «monoprofile» vector of training.


Статьи по теме

10. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.13) Страницы: 285-291 Выпуск №16680
Организация профессионального обучения в образовательных организациях МВД России при проведении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации
образовательные организации МВД России правовое регулирование ограничительных мероприятий переформатирование образовательного процесса образовательная программа санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
Подробнее
СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11) Страницы: 267-269 Выпуск №15000
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ, КАК ЭФФЕКТИВНОМ НАПРАВЛЕНИИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
образование полицейский кадры профессиональное обучение кадровое обеспечение
Подробнее
1. "ЭФФЕКТИВНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ" международная научно - практическая конференция 26-27 мая 2017 г., г. Нальчик, Страницы: 40-42 Выпуск №10195
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
сотрудник полиции профессиональная подготовка органы внутренних дел
Подробнее
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ» 20-21 МАЯ 2022 Г., Г. НАЛЬЧИК, СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (ФИЛИАЛ) КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ @@1. АКТУА Страницы: 18-26 Выпуск №21729
Особенности подготовки сотрудников территориальных органов МВД России к применению рентгенотелевизионных систем, предназначенных для выявления фактов сокрытия взрывчатых веществ и взрывных устройств, оружия, боеприпасов и других опасных предметов и вещест
образовательная программа досмотровая техника рентгенотелевизионные системы интроскоп интерпретация теневых изображений
Подробнее
20. Экономическая безопасность Страницы: 233-241 Выпуск №4894
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ
органы внутренних дел эффективность оценка теневая экономика
Подробнее
9. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11) Страницы: 202-209 Выпуск №2615
Законодательство о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: теория и практика
органы внутренних дел служба в органах внутренних дел сотрудник органов внутренних дел правовой статус права
Подробнее
9. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11) Страницы: 224-226 Выпуск №6840
К вопросу о разграничении понятий «массовое мероприятие» и «публичное мероприятие»
массовое мероприятие публичное мероприятие охрана общественного порядка органы внутренних дел
Подробнее
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08) Страницы: 227-229 Выпуск №15000
ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМ
несовершеннолетний преступление меры воспитательного воздействия предупреждение органы внутренних дел
Подробнее
11. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (специальность 12.00.14) Страницы: 208-210 Выпуск №4285
Проблемы дисциплинарного производства в органах внутренних дел Российской Федерации
дисциплинарная ответственность дисциплинарное взыскание срок давности органы внутренних дел
Подробнее
14. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08) Страницы: 234-235 Выпуск №12273
МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
экстремизм молодежный экстремизм взаимодействие органы внутренних дел гражданское общество
Подробнее