Методология современного мировоззрения о прошлом, истории и фальсификации истории
(Стр. 12-15)

Подробнее об авторах
Личман Борис Васильевич доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой исторических дисциплин Уральского института экономики, управления и права, Заслуженный работник Высшей школы РФ, член Научно-методического совета по истории министерства образования и науки РФ, проректор Уральского института экономики, управления и права, профессор кафедры теории и истории международных отношений департамента международных отношений Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Чтобы читать текст статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему
Аннотация:
Статья о разных мировоззренческих толкованиях людьми и государствами прошлого. Методология современного мировоззрения заключается в равно уважительном отношении человека к теориям (концепциям), объясняющим прошлое человечества. В статье утверждается, что история - это не прошлое, а узнавание, рассказ человека о прошлом: близком и далёком, очень далёком прошлом. В истории главное - это цель изучения. По цели истории интерпретируются факты прошлого. Человек цель своей жизни переносит в прошлое и по логике цели изучает прошлое, отражая узнанное в записи, в своём рассказе о прошлом. У людей разные цели в жизни, отсюда у человечества не одна, а несколько теорий (концепция) объяснения прошлого. В статье разграничивается факт прошлого (объективен) и факт истории (субъективен). Факт прошлого - это реальность прошлого без объяснения её человеком, а факт истории - это факт, объясненный человеком. В истории, создаваемой человеком главное не факт, а творческая интерпретация факта в логике заданной им цели. Прошлое одно, а объяснения его человеком - разные. Каждое мировоззренческое объяснение прошлого обвиняет другое мировоззренческое объяснение прошлого в искажении истины прошлого, в её фальсификации. Официальная (государственная) история любого государства пишется по его цели. Цель национальных историй - это консолидация граждан на реализацию цели своего государства. Смена цели государства ведет к «переписыванию» прежней истории, созданию по новой цели - новой творческой истории. Концептуальная история государства всегда воспринимается её противниками как фальсификация истории.
Образец цитирования:
Личман Б.В., (2020), МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ О ПРОШЛОМ, ИСТОРИИ И ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ. История и современное мировоззрение, 2: 12-15.
Список литературы:
Герасимов Г.И. Идеалистический взгляд на историю. //История и современное мировоззрение. 2019 , №1,
Гумилев Л. Н. От Руси до России. Очерки по русской истории 8-11 классы: Пособие для общеобразовательных учебных заведений /Под ред. А. М. Панченко. М., 1996 и др.
Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX - начало XX в.: Учебная кн. для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1995.
Камынин В.Д. Многоконцептуальность в исторической науке и преподавание истории. //История и современное мировоззрение. 2019. Т.1. №4.
Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х т. М., 2006 и др.
Ферро Марк: Как рассказывают историю детям в разных странах мира.: Пер. с фр. М., 1992.
Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. Учебник для вузов. М., 1998.
Нефедов С.А. История России. Факторный анализ. В 2 т. М., 2010, 2011 и др.
Понамарева Е. Фальсификация истории как мировоззрение Запада. [Электронный ресурс]
Ключевые слова:
мировоззрение, прошлое, факт, теория, история, фальсификация.