БАЗОВЫЕ ОБРАЗЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СОВЕТСКОМ И ПОСТСОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ КАК ЭЛЕМЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
(Стр. 73-80)

Подробнее об авторах
Лямзин Андрей Валерьевич кандидат исторических наук; доцент кафедры теории и истории международных отношений
УрФУ, Екатеринбург
Оплатить 390 руб. (Картой) Оплатить 390 руб. (Через QR-код)

Нажимая на кнопку купить вы соглашаетесь с условиями договора оферты

Уважаемый покупатель, статья находится в архивном доступе. По факту оплаты для ее получения отправьте запрос по электронной почте urvak@urvak.ru

Аннотация:
Великая Отечественная война - один из столпов современной российской идентичности. Отечественный кинематограф уже более 70 лет формирует ее очертания. С годами, память о войне все больше мифологизируется. Базовые образы мифа о прошедшей войне помогают увидеть особенности восприятия войны в советском и постсоветском кино. Среди устойчивых сюжетов можно назвать образы «Войны», «Врага», «Вождя», «Армии», «Своих». Они находят свое отражение как в коммеморативных фильмах, так и в равизионистских картинах, появившихся в постсоветскую эпоху Коллективная память зачастую поглощает индивидуальную и деформирует ее. Стремление зафиксировать содержание коллективной памяти, свидетельствует о ее исчезновении и превращении в историю. Таким образом, прошлое не воспроизводится, всякий раз, неизменно историками и кинематографистами, а реконструируется, исходя из нужд настоящего.Такие явления в современной теории называются коммеморативными актами. Это празднование юбилейных дат, мемориальные службы по погибшим, соблюдение религиозных обрядов. Такие акты поддерживают в обществе ощущение непрерывности времени, оживляют воспоминания, в то же время деформируя их. Некоторые факты, которые могут быть незначительными или опасными для единства группы, замалчиваются и со временем забываются.Для того, чтобы более явственно увидеть и осмыслить представления о Великой Отечественной войне в советском кино, необходимо выделить несколько базовых образов, которые присутствуют почти в каждой картине, но меняются под воздействием эпохи, режиссерского видения и зрительских ожиданий. На наш взгляд, это «Война», «Враг», «Вождь», «Красная Армия» и «Свои». Опыт войны оказался столь травматичным, что его восприятие и отражение средствами кино стало меняться довольно быстро. Часть его под воздействием посттравматического синдрома вытеснялось, не замечалось, а часть начало проговариваться.Проговаривание - важный элемент преодоления любой психологической травмы. Проходил он и средствами кино.В современном российском мемориальном кино проблематизации образа врага по-прежнему практически не происходит. Солдаты и офицеры существуют либо как винтики немецкой военной машины, либо почти не присутствуют в кадре представляя собой незримую угрозу.Отсутствие проблематизации насилия еще одна характерная черта мемориальных фильмов. Ревизионистские ленты, напротив, пытаются наметить такую проблематизацию, понять и показать, что чувствовал человек. Один из самых сложных, табуированных мифологией сюжетов является судьба людей, оказавшихся на оккупированных территориях и особенно находившихся в рядах коллаборационистов.В современном российском кинематографе продолжают сосуществовать как мемориальное, так и ревизионистское направление. При этом, государственную поддержку получают, прежде всего, картины мемориального направления, обходящие стороной сложные сюжеты и избегающие переосмысления травматического опыта.
Образец цитирования:
Лямзин А.В., (2015), БАЗОВЫЕ ОБРАЗЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СОВЕТСКОМ И ПОСТСОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ КАК ЭЛЕМЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. Пробелы в российском законодательстве, 6 => 73-80.
Список литературы:
Чимирис Е. Война на экране: между европейской и российской традицией // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://smartpowerjournal.ru/war-in-cinema/ (дата обращения 28.06.2017).
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.vehi.net/ berdyaev/istoki/ (дата обращения 28.06.2017).
Шахназаров К. Что им не нравится? [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://историк.рф /journal/что-им-не-нравится/ (дата обращения 28.06.2017).
Талавер А. Память о Великой Отечественной войне в постсоветском кинематографе. Этапы осмысления прошлого (от 1990-х к 2000-м). М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. 56 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.hse.ru/data/2013/10/29/1282649941/WP20_ 2013_06.pdf (дата обращения 28.06.2017).
Федоров А.В. Советская кинофантастика о войне и космосе: герменевтический анализ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.cinematheque.ru/post/145894 (дата обращения 2.07.2017).
Коган П. Лирическое отступление (из романа в стихах). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// militera.lib.ru/poetry/russian/kogan/02.html (дата обращения 2.07.2017).
Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т. 6. Кино в период войны 1939-1945. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://bookmate.com/books/bgK6r0T7 (дата обращения 2.07.2017).
Кондаков Ю. Гражданская война в советском кинематографе. Период малокартинья (1943-1953 гг.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://statehistory.ru/ 3428/Grazhdanskaya-voyna-v-sovetskom-kinematografe--Period-malokartinya--1943-1953-gg/ (дата обращения 2.07.2017).
Моисеев В. Анатомия пропаганды. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://rusrep.ru/article/2013/03/05/ (дата обращения 2.07.2017).
Пайкова Л.Ю. Стратегия успеха. О творчестве кинорежиссера Татьяны Лиозновой. М., 1988. 162 с.
Гордость, патриотизм и ответственность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.levada.ru/ 2015/12/07/gordost-patriotizm-i-otvetstvennost/ (дата обращения 2.07.2017).
Алексиевич С. У войны не женское лицо. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://lib.ru/NEWPROZA/ ALEKSIEWICH/zhensk.txt (дата обращения 5.07.2017).
Пучков Д. Разведопрос: режиссер «Страны ОЗ» Василий Сигарев. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https:// www.youtube.com/watch?v=6OxEbKlewRY (дата обращения 7.07.2017).