ТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНИЯ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
(Стр. 13-18)
Подробнее об авторах
Герасимов Григорий Иванович
доктор исторических наук, доцент, научный консультант
Тульский государственный музей оружия
Тула, Российская Федерация
Тульский государственный музей оружия
Тула, Российская Федерация
Чтобы читать текст статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему
Аннотация:
В статье с идеалистических позиций рассматривается процесс творчества человека и человечества, в основе которого лежат идеи, создающие новую реальность. Главной движущей силой истории автор считает творчество. Оно начинается с создание новых идей, которые предшествуют каждому историческому действию. Человеческое сознание, создающее идеи, является источником исторического развития, поэтому подавляющая часть исторических событий может быть объяснена с позиций идеалистического подхода.Идеи объединяются в мировоззрения, что позволяет смотреть на мир с одной точки зрения, и создавать целостную картину мира. Предыдущие мировоззрения нельзя рассматривать как неполноценные или ущербные, по отношению к последующим. Они самодостаточны и полноценны, поскольку на них успешно строилась историческая реальность. Первыми известными мировоззренческими системами были мифологические, им на смену пришли религиозные, которые были сменены рационалистическими мировоззрениями. В русском, а позднее в российском и советском обществе последовательно господствовали языческое, православное религиозное, коммунистическое и либеральное мировоззрения.Смена мировоззрений происходит в результате неудовлетворенности прежними господствующими идеями и их неэффективностью во внешнем мире. Такие смены произошли в Х в., когда христианство сменило язычество, в 1917 г. его заменил коммунизм, а в 1991 г. на волне разочарования в коммунизме победила либеральная идея.В статье на историческом фоне анализируется процесс смены мировоззрений, их развития и последующего упадка.Смена мировоззрений неизбежно приводила к смене форм социально-политического устройства, хозяйственно-экономической активности, изменению форм культурной, повседневной жизни и быта. Если в период господства религиозного мировоззрения упор делался на духовную жизнь, а материальная ее составляющая была второстепенной, то с переходом на рационалистическое коммунистическое мировоззрение главное внимание стало уделяться материальной сфере, что повлекло за собой успехи в экономике, воинском деле, хозяйственной жизни. Первая половина существования Советского Союза - время наибольших успехов русского и других народов, реализующих коммунистическую идею. Разочарование в коммунизме привело к сокращению творчества, застою в науке, технике, социальной и культурной жизни.Переход на либеральное мировоззрение не принес ожидаемых успехов в социально-экономической сфере и роста благосостояния, напротив, страна стала деградировать, особенно сильно это отразилось на творчестве. Наука, промышленность, технологии перестали развиваться. Страна стояла на пороге очередного распада.
Образец цитирования:
Герасимов Г.И., (2019), ТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНИЯ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ. История и современное мировоззрение, 3 => 13-18.
Список литературы:
Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 520 с.
Герасимов Г.И. Идеалистический подход к истории: Основы теории. [б.м.]: Издательские решения, 2018. 184 с.
Герасимов Г.И. Идеалистический подход к истории // Исторический журнал: научные исследования. 2017. № 5. С. 21 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30452984) (дата обращения: 10.07.2019).
Герасимов Г.И. Мировоззренческие основы истории России (середина XIX - начало XX вв.). Тула: Третий путь, 2019. 528 с.
Герасимов Г.И. Творчество как альтернатива либеральному пути // Философские науки. 2017. № 10. С. 69-75. URL: http://phisci.ru/files/issues/2017/10/RJPS_2017-10_ Gerasimov.pdf (дата обращения: 10.07.2019).
Топоров В.Н. Славянские боги / Топоров В.Н. Мифология: статьи для мифологических энциклопедий. Т. 2. М.: Языки славянской культуры, 2014. 536 с.
Герасимов Г.И. Идеалистический подход к истории: Основы теории. [б.м.]: Издательские решения, 2018. 184 с.
Герасимов Г.И. Идеалистический подход к истории // Исторический журнал: научные исследования. 2017. № 5. С. 21 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30452984) (дата обращения: 10.07.2019).
Герасимов Г.И. Мировоззренческие основы истории России (середина XIX - начало XX вв.). Тула: Третий путь, 2019. 528 с.
Герасимов Г.И. Творчество как альтернатива либеральному пути // Философские науки. 2017. № 10. С. 69-75. URL: http://phisci.ru/files/issues/2017/10/RJPS_2017-10_ Gerasimov.pdf (дата обращения: 10.07.2019).
Топоров В.Н. Славянские боги / Топоров В.Н. Мифология: статьи для мифологических энциклопедий. Т. 2. М.: Языки славянской культуры, 2014. 536 с.