ТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНИЯ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
(Стр. 13-18)

Подробнее об авторах
Герасимов Григорий Иванович доктор исторических наук, доцент; научный консультант
Тульский государственный музей оружия
Тула, Российская Федерация
Чтобы читать текст статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему
Аннотация:
В статье с идеалистических позиций рассматривается процесс творчества человека и человечества, в основе которого лежат идеи, создающие новую реальность. Главной движущей силой истории автор считает творчество. Оно начинается с создание новых идей, которые предшествуют каждому историческому действию. Человеческое сознание, создающее идеи, является источником исторического развития, поэтому подавляющая часть исторических событий может быть объяснена с позиций идеалистического подхода.Идеи объединяются в мировоззрения, что позволяет смотреть на мир с одной точки зрения, и создавать целостную картину мира. Предыдущие мировоззрения нельзя рассматривать как неполноценные или ущербные, по отношению к последующим. Они самодостаточны и полноценны, поскольку на них успешно строилась историческая реальность. Первыми известными мировоззренческими системами были мифологические, им на смену пришли религиозные, которые были сменены рационалистическими мировоззрениями. В русском, а позднее в российском и советском обществе последовательно господствовали языческое, православное религиозное, коммунистическое и либеральное мировоззрения.Смена мировоззрений происходит в результате неудовлетворенности прежними господствующими идеями и их неэффективностью во внешнем мире. Такие смены произошли в Х в., когда христианство сменило язычество, в 1917 г. его заменил коммунизм, а в 1991 г. на волне разочарования в коммунизме победила либеральная идея.В статье на историческом фоне анализируется процесс смены мировоззрений, их развития и последующего упадка.Смена мировоззрений неизбежно приводила к смене форм социально-политического устройства, хозяйственно-экономической активности, изменению форм культурной, повседневной жизни и быта. Если в период господства религиозного мировоззрения упор делался на духовную жизнь, а материальная ее составляющая была второстепенной, то с переходом на рационалистическое коммунистическое мировоззрение главное внимание стало уделяться материальной сфере, что повлекло за собой успехи в экономике, воинском деле, хозяйственной жизни. Первая половина существования Советского Союза - время наибольших успехов русского и других народов, реализующих коммунистическую идею. Разочарование в коммунизме привело к сокращению творчества, застою в науке, технике, социальной и культурной жизни.Переход на либеральное мировоззрение не принес ожидаемых успехов в социально-экономической сфере и роста благосостояния, напротив, страна стала деградировать, особенно сильно это отразилось на творчестве. Наука, промышленность, технологии перестали развиваться. Страна стояла на пороге очередного распада.
Образец цитирования:
Герасимов Г.И., (2019), ТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНИЯ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ. История и современное мировоззрение, 3: 13-18.
Список литературы:
Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 520 с.
Герасимов Г.И. Идеалистический подход к истории: Основы теории. [б.м.]: Издательские решения, 2018. 184 с.
Герасимов Г.И. Идеалистический подход к истории // Исторический журнал: научные исследования. 2017. № 5. С. 21 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30452984) (дата обращения: 10.07.2019).
Герасимов Г.И. Мировоззренческие основы истории России (середина XIX - начало XX вв.). Тула: Третий путь, 2019. 528 с.
Герасимов Г.И. Творчество как альтернатива либеральному пути // Философские науки. 2017. № 10. С. 69-75. URL: http://phisci.ru/files/issues/2017/10/RJPS_2017-10_ Gerasimov.pdf (дата обращения: 10.07.2019).
Топоров В.Н. Славянские боги / Топоров В.Н. Мифология: статьи для мифологических энциклопедий. Т. 2. М.: Языки славянской культуры, 2014. 536 с.