Русские революционеры и русские старообрядцы: от симпатии к репрессиям. Часть 2. Старообрядцы, народники и марксисты
(Стр. 14-21)
Подробнее об авторах
Керов Валерий Всеволодович
доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры социальной и экономической истории России
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
г. Москва, Российская Федерация
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
г. Москва, Российская Федерация
Аннотация:
Целью настоящей работы и является выяснение реальности или мифологичности положения об активном участии старообрядцев в антиправительственном движении во второй половине XIX — начале XX в. Анализ источников показал, что старообрядцы никогда не занимали противогосударственную позицию, проявляя лишь свою лояльность по отношению к государственной власти. В течение рассматриваемого периода они отвергали притязания революционеров на сотрудничество. Только в годы Гражданской войны староверы оказались на стороне одной из противоборствующих сторон, что в условиях отсутствия единой верховной власти не может быть оценено как антигосударственная деятельность. Вскоре после победы большевиков старообрядцы заняли однозначно благожелательную позицию по отношению к советской власти, несмотря на предшествовавшие жестокие репрессии. В то же время русская революционная интеллигенция в течение второй половины XIX в. сохраняла иллюзии в отношении старообрядчества и безуспешно пыталась привлечь его к борьбе с самодержавием.
Образец цитирования:
Керов В. В. Русские революционеры и русские старообрядцы: от симпатии к репрессиям. Часть 2. Старообрядцы, народники и марксисты // История и современное мировоззрение. 2024. Т. 6. № 2. С. 14-21. DOI: 10.33693/2658-4654-2024-6-2-14-21. EDN: USKWTM
Список литературы:
Боровик Ю. В. Старообрядческие общества Урала в 1917–1921 гг. // Известия Уральского государственного университета. 2004. № 31. С. 101–116.
Бурдина Л.В. Старообрядчество в Костромском крае // Старообрядчество: история, культура, современность: мат-лы V научно-практич. конф., 20–21 ноября 2000 г., Москва. М.: Музей истории и культуры старообрядчества, 2000. С. 216–222.
Данилушкин М.Б., ред. История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. СПб.: Воскресение, 1997. Т. 1. 1020 с.
Иринарх. Епископы Русской Православной Старообрядческой Церкви в 1930-х гг.// «Во время оно». Приложение к журналу «Церковь». 2009. Вып. 5. С. 24–26.
Иринарх. Епископы Русской Православной Старообрядческой Церкви в 1940-е — первой половине 1980-х гг. // «Во время оно». Приложение к журналу «Церковь». 2015. Вып. 7. С. 28–29.
Керов В.В. «Се человек и его дело…»: Конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России. М.: Экон-информ, 2016. 590 с.
Клюкина Ю.В. Старообрядцы и политические партии (1905–1917) // Проблемы истории России. Екатеринбург: Волот, 2003. Вып. 5: На перекрестках эпох и традиций. С. 327–348.
Костров А.В. Конфессиональная политика правительства Колчака и сибирские старообрядцы // Гражданская война на Востоке России: мат-лы Всеросс. научн. конф. (г. Пермь, 25–26 ноября 2008 г.). Урал, Поволжье, Сибирь, Дальний Восток. Пермь: Пермский государственный архив новейшей истории, 2008. С. 160–163.
Курбацкий А.Н. «Произошло простое недоразумение»: дело Калужского губернского Ревтрибунала по обвинению калужских старообрядцев в укрытии церковных ценностей в 1922 г. // Старообрядчество: история, культура, современность (Осиповские чтения): мат-лы IV Международной научно-практической конференции, 24–26 ноября 2023 г., г. Боровск. Боровск: Археодоксiя, 2023. С. 363–377.
Мокшин Г.Н. Предисловия // Каблиц Иосиф Иванович: Биобиблиографический указатель (1878–2021 гг.) Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2021. 204 с.
Монякова О.А. Судьба староверов г. Коврова после установления Сове5сткой власти // Старообрядчество: история, культура, современность: мат-лы V научно-практич. конф., 20–21 ноября 2000 г., Москва. М.: Музей истории и культуры старообрядчества, 2000. С. 223–227.
Мышанский А.А. Отношение населения Сибири к «белому» режиму в период колчаковщины // Гражданская война на востоке России: Проблемы истории: Бахрушинские чтения 2001 г.: межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2001. С. 109–136.
Пашков А.М. А.С. Пругавин: от революционных кружков до изучения старообрядчества (1869–1881 гг.) // Вестник РГГУ. Серия: Исторические науки. Историография, источниковедение, методы исторических исследований. 2010. № 7 (50). С. 43–55.
Пелевин Ю.А. «Хождение в народ» 1874–1875 гг. // Вопросы истории. 2013. № 4. С. 64–97.
Сажин Б.Б. Проблема старообрядчества в публицистике Я.В. Абрамова // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Политология. Религиоведение. 2017. Т. 19. С. 27–33.
Сажин Б.Б. Тема старообрядчества в ранней публицистике И.И. Каблица: взгляд революционера-анархиста // Старообрядчество: история, культура, современность. М.: Музей истории и культуры старообрядчества, 2018. Вып. 16. С. 163–169.
Эткинд А. Хлыст (Секты, литература и революция). М.: Новое литературное обозрение, 1998. 688 с.
Юхименко Е.М. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. М.: Языки славянской культуры, 2005. 239 с.
Бурдина Л.В. Старообрядчество в Костромском крае // Старообрядчество: история, культура, современность: мат-лы V научно-практич. конф., 20–21 ноября 2000 г., Москва. М.: Музей истории и культуры старообрядчества, 2000. С. 216–222.
Данилушкин М.Б., ред. История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. СПб.: Воскресение, 1997. Т. 1. 1020 с.
Иринарх. Епископы Русской Православной Старообрядческой Церкви в 1930-х гг.// «Во время оно». Приложение к журналу «Церковь». 2009. Вып. 5. С. 24–26.
Иринарх. Епископы Русской Православной Старообрядческой Церкви в 1940-е — первой половине 1980-х гг. // «Во время оно». Приложение к журналу «Церковь». 2015. Вып. 7. С. 28–29.
Керов В.В. «Се человек и его дело…»: Конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России. М.: Экон-информ, 2016. 590 с.
Клюкина Ю.В. Старообрядцы и политические партии (1905–1917) // Проблемы истории России. Екатеринбург: Волот, 2003. Вып. 5: На перекрестках эпох и традиций. С. 327–348.
Костров А.В. Конфессиональная политика правительства Колчака и сибирские старообрядцы // Гражданская война на Востоке России: мат-лы Всеросс. научн. конф. (г. Пермь, 25–26 ноября 2008 г.). Урал, Поволжье, Сибирь, Дальний Восток. Пермь: Пермский государственный архив новейшей истории, 2008. С. 160–163.
Курбацкий А.Н. «Произошло простое недоразумение»: дело Калужского губернского Ревтрибунала по обвинению калужских старообрядцев в укрытии церковных ценностей в 1922 г. // Старообрядчество: история, культура, современность (Осиповские чтения): мат-лы IV Международной научно-практической конференции, 24–26 ноября 2023 г., г. Боровск. Боровск: Археодоксiя, 2023. С. 363–377.
Мокшин Г.Н. Предисловия // Каблиц Иосиф Иванович: Биобиблиографический указатель (1878–2021 гг.) Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2021. 204 с.
Монякова О.А. Судьба староверов г. Коврова после установления Сове5сткой власти // Старообрядчество: история, культура, современность: мат-лы V научно-практич. конф., 20–21 ноября 2000 г., Москва. М.: Музей истории и культуры старообрядчества, 2000. С. 223–227.
Мышанский А.А. Отношение населения Сибири к «белому» режиму в период колчаковщины // Гражданская война на востоке России: Проблемы истории: Бахрушинские чтения 2001 г.: межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2001. С. 109–136.
Пашков А.М. А.С. Пругавин: от революционных кружков до изучения старообрядчества (1869–1881 гг.) // Вестник РГГУ. Серия: Исторические науки. Историография, источниковедение, методы исторических исследований. 2010. № 7 (50). С. 43–55.
Пелевин Ю.А. «Хождение в народ» 1874–1875 гг. // Вопросы истории. 2013. № 4. С. 64–97.
Сажин Б.Б. Проблема старообрядчества в публицистике Я.В. Абрамова // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Политология. Религиоведение. 2017. Т. 19. С. 27–33.
Сажин Б.Б. Тема старообрядчества в ранней публицистике И.И. Каблица: взгляд революционера-анархиста // Старообрядчество: история, культура, современность. М.: Музей истории и культуры старообрядчества, 2018. Вып. 16. С. 163–169.
Эткинд А. Хлыст (Секты, литература и революция). М.: Новое литературное обозрение, 1998. 688 с.
Юхименко Е.М. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. М.: Языки славянской культуры, 2005. 239 с.
Ключевые слова:
старообрядчество, самодержавие, революционеры-демократы, народники, революционное движение..
Статьи по теме
07.00.02 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Страницы: 28-31 Выпуск №16956
Протопоп Аввакум Петров - ревнитель «истинно русской веры» (к 400-летию со дня рождения)
протопоп Аввакум Петров
патриарх Никон (Никита Минов)
царь Алексей Михайлович Романов
Русская православная церковь (РПЦ)
раскол
Подробнее
3. Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве Страницы: 50-54 Выпуск №6158
НАЧАЛО ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И МНОГОПАРТИЙНОСТИ
Государственная Дума
парламентаризм
многопартийность
император
самодержавие
Подробнее
6. История, этнография, финно-угроведение Страницы: 112-113 Выпуск №2902
СТАРОООБРЯДЧЕСТВО СРЕДИ МОРДВЫ
старообрядчество
мордва
сектантство
крестьянство
православие
Подробнее
10. ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Страницы: 148-153 Выпуск №7973
ПРОТОПОП АВВАКУМ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
протопоп Аввакум
этика
Русь
средневековье
старообрядчество
Подробнее
12. ИСТОРИЯ, ЭТНОГРАФИЯ, ФИННО-УГРОВЕДЕНИЕ Страницы: 150-153 Выпуск №9525
ПАТРИАРХ НИКОН - ПРОСВЕТИТЕЛЬ МОРДОВСКОГО НАРОДА
мордва
крестьяне
патриарх
церковь
христианизация
Подробнее
13. разное Страницы: 299-301 Выпуск №4748
КОНСЕРВАТИВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЕГО ИСТОКИ
коммунизм
коллективное спасение
консервативный социализм
консерватизм
народники
Подробнее