Независимость органов прокуратуры как важнейший конституционный принцип их деятельности
(Стр. 213-215)

Подробнее об авторах
Савелов Михаил Алексеевич аспирант кафедры «Государственно-правовые дисциплины» юридического факультета
ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»
Чтобы читать текст статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему
Аннотация:
Задача: Целью написания настоящей статьи является раскрытие сущности и содержания принципа независимости прокуратуры, значения данного принципа в организации деятельности ее органов, для выполнения поставленных перед ними задач. Данному вопросу посвящено достаточно большое количество научных трудов и публикаций, однако их большая часть относится к переходному периоду становления российского государства в 90-х годах прошлого столетия. Проблеме независимости прокуратуры уделено внимание в работах Мельникова Н.В., Рохлина В.И., Скуратова Ю.И., Савицкого В.М., Калмыкова Ю.Х., Точиловского В.Н. и др. Над данной темой трудились и иностранные авторы, применительно к организации прокурорского надзора в их родных государствах: Номейлер М., Фумиюми Ватанабе, Ли Ван Кан и др. Модель: В качестве предмета исследования были выбраны положения статьи 129 Конституции РФ и Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", регулирующие вопросы независимости органов прокуратуры. С целью выявления закономерностей исторического развития принципа независимости прокуратуры на различных этапах становления российской государственности, а также выявления общих черт в организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации и иностранных государств были применены исторически-правовой и сравнительно-правовой методы. Выводы: В результате проведенного исследования выявлена закономерность между реализацией принципа независимости органов прокуратуры и эффективностью выполнения ставящихся перед ними задача. Установлено, что в той или иной степени данный принцип характерен для различных моделей построения прокуратуры, в том числе, в которых органы прокуратуры включены в систему судебной или исполнительной власти. Высказано предложение о необходимости укрепления принципа независимости органов прокуратуры, регламентации их деятельности на уровне Федерального конституционного закона. Практическое значение: Научная работа может быть использована в последующем с целью обоснования изменения порядка назначения прокуроров субъектов РФ, а также повышения законодательного уровня регламентирования организации и деятельности прокуратуры. Социальные последствия: Исторический опыт показывает, что в случае реализации на практике предложений по укреплению принципа независимости органов прокуратуры, повышению их статуса и авторитета путем принятия соответствующего Федерального конституционного закона повысится эффективность прокурорского надзора, что положительным образом отразится на состоянии законности и правопорядка в обществе. Ценность: Настоящая работа ориентирована на широкий круг общественности, призвана обратить внимание законодателей на необходимость укрепления роли прокуратуры в системе государственной власти как важного элемента системы сдержек и противовесов. Новизна работы заключается в том, что принцип независимости прокуратуры рассматривается под различными углами, выводы основываются как на опыте зарубежных стран, так и на истории развития данного института в России
Образец цитирования:
Савелов М.А., (2014), Независимость органов прокуратуры как важнейший конституционный принцип их деятельности. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 2 => 213-215.
Список литературы:
Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. - М.: Городец, 2007.
Буянский С.Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы: Монография. - М.: Буквовед, 2006.
Бывальцева С.Г. Конституционно-правовой статус прокуратуры: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2011. №5.
Викторов И. Прокуратура: статус на рубеже тысячелетий // Законность. 2000. № 12.
Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность: правовые средства обеспечения конституционных прав и свобод граждан России. - М., 2003.
Прокуратура в правовом государстве / Материалы многосторонней встречи, организованной Советом Европы и Генеральной прокуратурой РФ. - М., 1997.
Прокурорский надзор / Под ред. Винокурова Ю.Е. - М., 2004.
Рохлин В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль: история, развитие, понятие, соотношение. - СПб., 2003.
Скуратов Ю.И. Концептуальные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы в Российской Федерации // Законность. 1997. № 3.
Скуратов Ю.И. Роль прокуратуры в укреплении законности и правопорядка // Законность. 1996. № 12.
Ключевые слова:
прокуратура, принцип независимости, конституционно-правовой статус, Конституция.


Статьи по теме

Публично-правовые (государственно-правовые) науки Страницы: 10-15 DOI: 10.33693/2782-7372-2023-2-2-10-15 Выпуск №23134
Социальные субъекты правоотношений: конституционный рефрен
Конституция Российской Федерации конституционные правоотношения субъекты конституционных правоотношений публичные субъекты социальные субъекты
Подробнее
3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; предпринимательское право, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03); ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС; АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.15) Страницы: 117-120 Выпуск №3132
ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В МОНАРХИЯХ АРАБСКОГО ВОСТОКА
источник права право Шариата Основной закон Конституция конвенция
Подробнее
8. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО Страницы: 120-121 Выпуск №9479
О РАЗВИТИИ КОНСТИТУЦИОННОГО МЕХАНИЗМА РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛИЗИЙ МЕЖДУ КОНСТИТУЦИЕЙ РОССИИ И АКТАМИ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Конституция право конституционализм механизм коллизия
Подробнее
10. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО Страницы: 107-111 Выпуск №10553
КОНСТИТУЦИЯ РФ: ПЕРСПЕКТИВА ВОЗМОЖНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
правовое государство Президент РФ Правительство РФ Совет Федерации конституционные юридические обязанности граждан
Подробнее
7. Коррупция; терроризм; уголовный процесс Страницы: 126-129 Выпуск №6062
РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ: ОПЫТ КЫРГЫЗСТАНА
коррупция прокуратура координация антикоррупционных мер предупреждение коррупции
Подробнее
10. Гражданский процесс, арбитражный процесс, Экология Страницы: 117-122 Выпуск №10779
Проблемы правового регулирования, возникающие при разрешении споров по установлению границ Федерального государственного учреждения «Национальный парк Югыд ва»: вопросы судебной практики
особо охраняемые природные территории национальный парк правовой режим общественные природоохранные организации геологоразведочные работы
Подробнее
6. ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ (специальность 5.1.2.) Страницы: 145-151 Выпуск №20974
Финансовые правоотношения и их отражение в Конституциях субъектов РФ
Конституция право правоотношения финансово-правовые нормы Constitution
Подробнее
5. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08) Страницы: 114-121 Выпуск №5975
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Конституция международное сотрудничество международный договор уголовный процесс международно-правовая помощь
Подробнее
9. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Страницы: 112-116 Выпуск №10779
Роль прокуратуры в координационной деятельности по борьбе с преступностью в Казахстане
Координация прокуратура правоохранительная деятельность правоохранительный орган Координационный совет
Подробнее
10. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО Страницы: 110-112 Выпуск №11076
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТРАСЛЕВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституция предпринимательская деятельность правовое регулирование послания Президента России федеральные программы
Подробнее