Модернизация института выборов в современной России: предпосылки, истоки и некоторые итоги
(Стр. 196-202)

Подробнее об авторах
Асланов Замир Велибекович адвокат, аспирант.
Российская академия адвокатуры и нотариата
Чтобы читать текст статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему
Аннотация:
Проведение модернизации института выборов всех уровней стало первоочередной политической задачей после выборов в Государственную Думу в 2011 г. и выборов Президента РФ в 2012 г. Признав существующую систему выборов непрозрачной, ограничивающей в ряде случаев свободное волеизъявление граждан, законодатель произвел частичный возврат к избирательным механизмам, существовавшим в период становления российской демократии в 1993-200 гг. В настоящее время упрощена процедура выборов в Государственную Думу РФ, усилены демократические начала при выборах глав субъектов федерации, ожидается возврат в бюллетени для голосования позиции «против всех». Это является элементом модернизации, наряду с внедрением в процедуры подсчета голосов современных технологий, исключающих или минимизирующих возможные злоупотребления. Особенностью избирательного процесса в современной России выступает также активная роль высших судебных инстанций, что свидетельствует о сильных позициях в части судебной защиты права граждан избирать и быть избранным, надлежащем судебном контроле за процедурами организации и проведения выборов. Выводы, к которым пришел автор статьи, сводятся к тому, что Наиболее актуальными направлениями совершенствования законодательства о выборах выступают: 1) состоявшийся возврат к прямым выборам высших должностных лиц субъектов РФ, который позволит направить электоральную активность в законопослушное русло, а также предоставит рядовым избирателям чувство сопричастности к формированию региональных властных структур; 2) увеличение сроков полномочий депутатов Государственной Думы и Президента оценивается в обществе негативно, в связи с чем уместно отказаться от этой идеи; 3) для увеличения начал простоты и прозрачности выборов упрощена процедура избрания депутатов Государственной Думы с возвратом к системе одномандатных округов и голосованию по принципу мажоритарного большинства; 4) возврат возможности голосовать против всех кандидатов увеличит степень демократичности процедуры выборов, повысит интерес к участию в них, поскольку представляет собой наиболее широкие возможности для свободного волеизъявления даже при отсутствии активной гражданской позиции. Статья предназначена для широкого круга специалистов, чья область научных интересов связана с избирательным правом.
Образец цитирования:
Асланов З.В., (2014), МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНСТИТУТА ВЫБОРОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ИСТОКИ И НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 2: 196-202.
Список литературы:
О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации : Федер. закон [принят Гос. Думой 14.02.2014] // Рос. газ. 2014. 26фев.
По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» : пост. Конст. Суда РФ от 10.06.1998 № 17-П // Рос. газ. 1998. 24 июня.
О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации : Пост. Пленума Верх.Суда РФ от 31.03.2011 // Рос. газ. 2011. 8 апр.
По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы : пост. Конст. Суда от 24.12.2012 // Рос. газ. 2012. 31 дек.
части второй статьи 333 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта «з» пункта 9 статьи 30, пункта 10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» Пост. Конст. Суда от 22.04.2013 // Рос. газ. 2013. 30 апр.
Воробьев А.А. Основные тенденции формирования оппозиционности в современном российском политическом процессе. Автореф. дис. … канд.полит.наук. - Саратов, 2013. - 32 с.
Горбачев А.А. Манипулирование электоратом в избирательном процессе в современной России. Автореф. дис. … канд.полит.наук. - М., 2011. - 35 с.
Демидов Д.Г. Влияние избирательного законодательства Российской Федерации на легальность и легитимность выборных органов государственной власти. - Автореф. дис. … канд.юрид.наук. - М., 2011. - 26 с.
Зарандия Д.А. Политическая коррупция как форма теневой власти. Автореф. дис. …канд.полит.наук. - Ростов, 2012. - 27 с.
Иванов В.Н., Яровой О.А. Российский федерализм: становление и развитие. - М., 2001. - 211 с.
Ларичев А.А. Конституционно-правовой статус Республики Карелия: становление и современные особенности. Дис. … канд.юрид.наук. - Петрозаводск, 2008. - 211 с.
Пашков Е.П. Государственно-правовой статус Республики Карелия. Дис. … канд.юрид.наук. - М., 1993. - 191 с.
Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив / под общ. ред. Р.Г. Абдулатипова. - М., 1998. - 298 с.
Салищева Н.Г. О некоторых тенденциях развития законодательства об административной ответственности в России в современный период // Административное право и процесс. - 2009. - № 5. - С. 5-12.
Шергин А.П. Новации и проблемы административно-деликтного законодательства // В сб. : Теория и практика административного права и процесса. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. - Воронеж, 2011. - С. 21-29.
Ключевые слова:
выборы, референдум, международно-правовые стандарты, голосование, против всех.