Финансовый контроль как самостоятельная организационно-правовая форма государственной контрольной деятельности
(Стр. 182-187)

Подробнее об авторах
Алексеев Денис Борисович аспирант. Место учебы: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Должность: адвокат.
Чтобы читать текст статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему
Аннотация:
Задача. Институциональные изменения действующего законодательства в сфере публичного права в современной государственно-правовой действительности наметили устойчивую тенденцию формирования организационных основ контрольной государственной власти. Финансовый контроль, являясь одной из ее организационно-правовых форм, требует дополнительного теоретического и практического изучения, в силу особой значимости фискальной функции для государства на любом историческом этапе его развития. Методология. Помимо общенаучных методов исследования в статье использованы и частноправовые методы. Например, формально-юридический метод применялся при анализе действующих нормативно-правовых актов. Метод толкования права способствовал выявлению пробелов и упущений в законодательстве о финансовом контроле, формированию предложений по его совершенствованию. Рассмотрение в статье статусов Счетной палаты РФ и Центрального банка имеют важное конституционно-правовое значение. Выводы. Финансовый контроль в современной России является важнейшей организационно-правовой формой государственной контрольной деятельности наряду с президентским контролем, парламентским контролем, административным надзором и др. Обособленность этой формы государственного контроля обусловлена спецификой системы ее субъектов и методов. Финансовый контроль носит специализированный внешний характер и представляет собой деятельность Счетной Палаты РФ, Центрального Банка РФ, с его территориальными подразделениями, а также специальных контрольно-счетных органов субъектов РФ по проверке соблюдения законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов. Возможность последующего использования результатов научной работы. Выводы автора статьи применимы в различных областях юридических знаний. Достигнутые результаты поспособствуют дальнейшему теоретическому обоснованию самостоятельности контрольной власти в Российской Федерации. Практическое значение. Ряд предложений, изложенных в статье, носят практический характер по внесению изменений в действующее законодательство федерального и регионального уровней. Предложены меры по оптимизации субъектов финансового контроля путем создания территориальных органов Счетной палаты РФ. Внесены предложения о необходимости законодательного закрепления статуса как субъекта финансового контроля за представительным органом субъекта РФ на примере Нижегородской области в Законе Нижегородской области от 09.03.2010 № 36-З «О государственном финансовом контроле в Нижегородской области». Оригинальность. Научная новизна представленной статьи заключается в том, что автор впервые в публичных отраслях юридической науки вводит понятие организационно-правовых форм государственного контроля. Специфика организационно-правовых форм государственного контроля обусловлена взаимосвязью двух критериев: специальных субъектов и специальных методов. В связи с этим финансовый контроль в статье рассматривается как одна из таких организационно-правовых форм. Предложена оригинальная теоретическая дефиниция финансового контроля. Проанализированы тенденции изменения финансовой контрольной деятельности государственных органов. Это может быть использовано другими исследователями на смежную тематику, а также может быть применимо законодателем в правотворческой деятельности.
Образец цитирования:
Алексеев Д.Б., (2013), ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 6: 182-187.
Список литературы:
Брызгалин А.В., Королева М.В., Федорова О.С., Лагутин И.Б., Ефремова Е.С., Титов Е.Е. Памятка бухгалтеру при проведении налоговых проверок и/или мероприятий налогового контроля // Налоги и финансовое право. 2013. № 6. С. 34 − 72, 77 − 123.
Бычков А.И. К вопросу о правовом статусе Банка России // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 8. С. 33 − 37.
Дружинин Д.Н., Тоцкий М.Н. К вопросу о правовом статусе Центрального банка РФ // СПС «КонсультантПлюс».
Клейн Н.И., Чубаров В.В. Правоспособность Центрального банка РФ // СПС "КонсультантПлюс".
Крохина Ю. А. Финансовое право России: учебник / Ю. А. Крохина. — 3е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2008. — 720 с.
Лапина М.А., Ловинюков А.С. Понятие и виды финансового контроля // Юридический мир. 2012. № 4. С. 28 − 31.
Мартынов А.В. Контрольная власть в России: понятие, формы и юридическое значение / Вестник Нижегородского Университета им. Н.И. Лобачевского, 2009, №3, с. 205-210.
Пастушенко Е.Н. Особенности публично-правового статуса Центрального банка Российской Федерации и его роль в финансовой деятельности государства (вопросы финансово-правовой теории и нормативно-правового регулирования) // Финансовое право. 2010. № 4. С. 16 − 19.
Плешаков А.М. Деятельность органов внешнего финансового контроля // Международное публичное и частное право. 2013. № 3. С. 43 − 45.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь» (ИНФРА-М, 2006) // СПС Консультант-Плюс
Рябова Е.В. Парламентский финансовый контроль как необходимый элемент программно-целевого бюджетирования: некоторые вопросы правового обеспечения // Российская юстиция. 2013. № 6. С. 5 − 7.
Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и проблемы банковской системы. М., 2000. 224 с.
Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. – 768 с.
Чиркин В.Е. Контрольная власть. – М.: Юристь, 2008. – 213 с.
Ключевые слова:
контроль, финансовый контроль, государственный контроль, Счетная палата РФ, Центральный Банк РФ.