Движущие силы в сценариях глобальной образовательной политики
(Стр. 15-22)

Подробнее об авторах
Антюхова Екатерина Андреевна кандидат политических наук; старший преподаватель кафедры сравнительной политологии
Московский государственный институт международных отношений (университет)
Оплатить 390 руб. (Картой) Оплатить 390 руб. (Через QR-код)

Нажимая на кнопку купить вы соглашаетесь с условиями договора оферты

Аннотация:
В настоящее время глобальная образовательная политика (ГОП) рассматривается в нескольких контекстах: как функция государства; деятельность неправительственных организаций; компромисс между разнонаправленными группами представляющих интересы разных стран и др. В статье исследуются вопросы формирования современных представлений об акторной структуре и движущих силах влияния в рамках ее. Применение методологии многополярности в основы исследования позволило уточнить роль глобализации в развитии образования, выделить ее основные драйверы (политические, экономические, культурные, технологические, финансовые). Показано, что установления структуры акторов недостаточно для формирования целостного представления о ГОП без знания причин изменений в типе и составе акторов и ценности новшеств в будущей образовательной повестке. Выделены движущие силы, влияющие на ГОП: научно-технический прогресс, трансформация мировой экономической системы; развитие коммуникаций; динамизм внешнеполитических стратегий, обеспечивающий воплощение концепции «конкуренция через сотрудничество». Обосновано, что совокупность возможных действий отдельных субъектов и социальных групп реализуется через последовательность сценариев (экономический, институциональный и общественный сценарии), приводящих к формированию глобализационного сценария как интегрального. Результаты исследования позволяют уйти от декларативного характера и субъективности обоснования акторов, получив методологически значимую их идентификацию в пределах доступной совокупности знаний в выбранной сфере - образовании.
Образец цитирования:
Антюхова Е.А., (2020), ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ В СЦЕНАРИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. Социально-политические науки, 2 => 15-22.
Список литературы:
Verger A., Novelli M., Altinyelken H.K. Global education policy and international development: A revisited introduction. In: Verger A., Novelli M. and Altinyelken H.K. (eds.). Global education policy and international development: New agendas, issues and policies (2nd ed.). London: Bloomsbury, 2018. Рр. 1-34.
Sassen S. Globalization and its discontents. New York: The New Press, 1998. 253 p.
Mundy K. Globalization and educational change: New policy worlds. In: Bascia N., Cumming A., Datnow A., Leithwood K., Livingstone D. (eds.) International handbook of educational policy. Springer International Handbooks of Education. Vol. 13. Springer, Dordrecht, 2005. 1116 p.
Dale R. Globalisation and education: Demonstrating a “common world educational culture” or locating a “globally structured educational agenda”? Educational Theory. 2000. No. 50 (4). Pp. 427-448.
Hirst P., Thompson G. Globalisation in question. The international economy and the possibilities of governance. Cambridge, Polity Press, 1996. 631 p.
Haass R. The age of non-polarity: What will follow US Dominance? Foreign Affairs. 2008. No. 87 (3). P. 44-56.
Meyer J.W. The world polity and the authority of the nation-state. A. Bergesen (ed.); Studies of the Modern World-System. New York: Academic Press, 1980. Рр. 109-137.
Meyer J., Boli J., Thomas G., Ramirez F. World society and the nation-state. American Journal of Sociology. 1997. No. 103 (1). Pр. 144-181.
Дугин А.Г. Теория многополярного мира. Плюриверсум. М.: Академический проект, 2015. 532 c.
Rosencrance R. Action and reaction in world politics: International systems in perspective. Praeger, 1963. 314 p.
Ball S.J. Global education Inc: New policy networks and the neo-liberal imaginary. New York: Routledge, 2012. 184 p.
Levi Faur D. Varieties of regulatory capitalism: Getting the most persistence of national variation. Governance. 2006. No. 19 (3). Pр. 367-382.
Dale R., Robertson S. Beyond methodological “isms” in comparative education in an era of globalisation. In: Handbook on comparative education. F. Kazamias, R. Cowan (eds.). Netherlands: Springer, 2007. Pр. 19-32.
Макажанова Ж.М. Поликультурность в современном образовании, или чем отличается поликультурность от мультикультурализма // Непрерывное образование: XXI век. 2018. № 3 (23). C. 106-113.
Чучин-Русов А.Е. Культурный плюрализм // Общественные науки и современность. 1995. № 4. URL: http://ecsocman. hse.ru/data/489/736/1216/019_Chuchin-Rusov_KULTURA.pdf.
Палаткина Г.В. Мульти-культурное образование в полиэтническом пространствe. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2001. 196 c.
Байер Ю.П. Акторный подход к исследованию глобальной образовательной политики // Управленческое консультирование. 2019. № 3. С. 72-78. DOI: 10.22394/1726-1139- 2019-3-72-78.
Цыганков П.А. Акторы и факторы в международных отношениях и мировой политике / Приватизация мировой политики: локальные действия - глобальные результаты / под ред. М.М. Лебедевой. М.: ЗАО Голдон-Би, 2013. C. 30-53.
Лебедева М.М. Мировая политика. М.: Аспект Пресс, 2016. 351 c.
Калюжная Д.Е. Современные акторы мировой политики и переход к устойчивому развитию // Социодинамика. 2013. № 5. С. 45-87. DOI: 10.7256/2306-0158.2013.5.664.
Risse Th. Transnational actors and world politics / Handbook of international relations / Ed. by W. Carsnaes, Th. Risse, B.A. Simmons. London: Sage, 2002. Pр. 251-286.
Fumasoli Т., Stensaker В., Vukasovic М. Tackling the multi-actor and multi-level complexity of European governance of knowledge: Transnational actors in focus. European Educational Research Journal. 2018. Vol. 17. No. 3. Pр. 325-334. DOI: 10.1177/1474904117742763.
Бек У. Жизнь в обществе глобального риска - как с этим справиться: космополитический поворот: лекция / пер. В. Малахова. URL: https://www.gorby.ru/userfiles/lekciya_ulrih_beka.pdf
Piirainen T. Towards a new social order in Russia: Transforming structures in everyday life. University of Helsinki, 1997. 254 p.
Ростоу У. Стадии экономического роста. Нью-Йорк: Изд- во Фредерика А Прегер, 1961. 242 с.
Габриелян А.М. Мировые тренды и вызовы системе высшего образования: матрица эффективной политики реформ университета // Мировая политика. 2017. № 1. С. 37-46. DOI: 10.7256/2409-8671.2017.1.22049.
Измайлова М.А. Современное российское образование через призму глобальной образовательной политики // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018. № 8 (4). С. 36-43. DOI: 10.26794/2226-7867-2018-8-4-36-43.
Global education futures. Educational ecosystems for societal transformation. 26.04.2018. URL: http://www.globaledufutures.org/images/people/GEF_april26-min.pdf
Ключевые слова:
глобализация, образование, глобальная образовательная политика, движущие силы развития, сценарии, акторы глобальной образовательной политики.


Статьи по теме

Международные отношения Страницы: 129-137 DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-1-129-137 Выпуск №22854
Влияние глобализации на формирование современной системы образования в контексте пятой технологической революции
глобализация образование технологическая революция промышленные революции социально-политические изменение общества
Подробнее
ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ Страницы: 14-19 Выпуск №46133
Правовое обеспечение наставничества в России: перспективный и ретроспективный взгляд
юридическая наука наставничество наставник наставляемый законодательство
Подробнее
СЕКЦИЯ 3. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И ИНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ. ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА Страницы: 164-168 Выпуск №21338
Предпосылки и тенденции современного терроризма в условиях глобализации
глобализация терроризм миграция противодействие терроризму конфликты
Подробнее
2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Страницы: 130-133 Выпуск №16988
Личная безопасность сотрудников ОВД: формирование в рамках профессиональной подготовки
личная безопасность профессиональное образование органы внутренних дел слушатели образование
Подробнее
16. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.11) Страницы: 151-153 Выпуск №15329
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ОБРАЗОВАНИЯ
образование туризм обучение инновации образовательный туризм
Подробнее
14. КОРРУПЦИЯ, ТЕРРОРИЗМ Страницы: 154-156 Выпуск №7806
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
нормативно-правовой акт противодействие экстремизму профилактика терроризма образование государственная политика
Подробнее
6. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО, КРИМИНОЛОГИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08) Страницы: 155-157 Выпуск №11851
К вопросу о специфике организации труда осужденных
труд осужденных социально-трудовые отношения уголовно-исполнительная система оплата труда образование
Подробнее
10. ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Страницы: 145-147 Выпуск №7973
О ПРЕСТИЖЕ ПРОФЕССИИ УЧЕНОГО
наука научный работник образование престиж профессия
Подробнее
14. КОРРУПЦИЯ; ТЕРРОРИЗМ Страницы: 139-141 Выпуск №11394
К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОСНОВАМ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА
международный терроризм финансирование терроризма экономические основы терроризма глобализация преступления против общества
Подробнее
14. История и этнография Страницы: 148-152 Выпуск №11007
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ПАРАДИГМА ГОРЦЕВ-МУСУЛЬМАН СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII ВЕКА)
Северо-Восточный Кавказ мусульманство просветительство образование горские народы
Подробнее