Международно-правовые аспекты обеспечения государственного суверенитета и юрисдикции на арендованной Финляндской Республикой российской части Сайменского канала
(Стр. 90-97)

Читать текст статьи
Аннотация:
Цель исследования. Российская часть Сайменского канала, находящаяся с 1962 г. в аренде у Финляндской Республики, имеет международно-правовую специфику, обусловленную институтом межгосударственной аренды территории. Прежде всего, речь идет о том, что государство, арендуя территорию другого государства, вряд ли сможет полноценно использовать ее в своих целях, если его юрисдикция на этой территории не будет осуществляться в принципе. Конечно, в силу свойств государственного суверенитета едва можно допустить, что на территории государства часть его юрисдикционных полномочий будет передана государству-арендатору. Однако международно-правовые основы аренды упомянутой территории, зафиксированные в ст. 15 Договора между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал (далее - Договор об аренде) 2010 г., подтверждают реализацию международно-правовой презумпции передачи части полномочий государства-арендодателя. Целью исследования является определить, в каких пределах допустимо передавать такие полномочия, и каким образом это может повлиять на обеспечение юрисдикции и суверенитета Российской Федерации и Финляндской Республики. Выводы. В основе правоотношений по аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала лежит частичная передача полномочий на арендуемой территории от российской стороны финской стороне в соответствии со ст. 15 Договора об аренде 2010 г. Во многом вследствие такой частичной передачи полномочий правоотношения по поводу аренды упомянутой территории имеют долгосрочный, успешный характер. Реализация презумпции передачи части полномочий в правоотношениях между Российской Федерацией и Финляндской Республикой по поводу аренды части Сайменского канала не влечет за собой нарушение принципов суверенного равенства государств, уважения их суверенитета и невмешательства в их внутренние дела. Кроме того, в основе передачи финской стороне части полномочий Российской Федерации лежит экстратерриториальность, которая, с одной стороны, позволяет Финляндской Республике применять свое законодательство на арендуемой территории к правоотношениям, участниками которых являются ее граждане, с другой - обусловливает частичное ограничение полномочий Российской Федерации по применению своего законодательства в рамках действия экстерриториальности. Реализация презумпции передачи части юрисдикционных полномочий в рассматриваемых межгосударственных отношениях основана на взаимной выгоде Российской Федерации и Финляндской Республики, которая носит материальный характер.
Образец цитирования:
Григорян А.С., (2022), МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА И ЮРИСДИКЦИИ НА АРЕНДОВАННОЙ ФИНЛЯНДСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ ЧАСТИ САЙМЕНСКОГО КАНАЛА. Социально-политические науки, 3 => 90-97.
Список литературы:
Белякович Е.В. Пространственное действие правовых норм: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2009. 22 с.
Гадисов С.Р. Государственный суверенитет в условиях глобализации: общетеоретическое измерение: Дис. … канд. юрид. наук. Пенза, 2020. 203 с.
Геррейро А. Правовой статус принципа невмешательства // Московский журнал международного права. 2022. № 1. С. 6-26.
Клименко Б.М. Суверенитет правового государства // Московский журнал международного права. 2000. № 3. С. 15-22.
Клишас А.А. Суверенитет. От борьбы за право к борьбе за суверенитет. М.: Международные отношения, 2018. 189 с.
Кузьмин Э.Л. Загадка Жана Бодена. Трактат о суверенитете. М.: Международные отношения, 2018. 373 с.
Национальная юрисдикция: курс на конкурентоспособность правовой системы России: доклад / под общ. ред. И.Н. Барцица, А.С. Ерёменко. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2019. 224 с.
Терентьева Л.В. Экстерриториальное проявление юрисдикции государства в условиях трансформации восприятия его пространственных границ // Право. Журнал «Высшей школы экономики». 2019. № 3. С. 160-180.
Ткачева Т.В. Обсуждение в Конгрессе США Договора о Панамском канале 1977 г. // Вестник Югорского государственного университета. 2006. Вып. 3. С. 97-103.
Шебзухова Т.А., Валяровский Ф.И. Суверенитет в международном и внутригосударственном праве: монография. Пятигорск: Издательство ПФ СКФУ, 2020. 179 с.
Ключевые слова:
межгосударственная аренда территории, Сайменский канал, передача полномочий государства, обеспечение государственного суверенитета.


Статьи по теме

5.1.5. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ Страницы: 303-311 Выпуск №21250
Международно-правовые аспекты развития договорных отношений между СССР/Российской Федерацией и Финляндской Республикой по поводу аренды советской/российской части Сайменского канала
межгосударственная аренда территории Сайменский канал международный договор социализм капитализм
Подробнее
5. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 5.1.5.) Страницы: 302-310 Выпуск №22137
Судьба Договора об аренде Финляндией российской части Сайменского канала в свете вступления Финляндии в НАТО
аренда территории Сайменский канал НАТО мирное сосуществование государств нейтралитет
Подробнее