«ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА» В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: РАСПРОСТРАНЕНИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МНОГОКОНЦЕПТУАЛЬНОЙ (ТОЛЕРАНТНОЙ) ИСТОРИИ РОССИИ
(Стр. 9-13)

Подробнее об авторах
Камынин Владимир Дмитриевич
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ)
г. Екатеринбург, Российская Федерация Личман Борис Васильевич доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой исторических дисциплин Уральского института экономики, управления и права, Заслуженный работник Высшей школы РФ, член Научно-методического совета по истории министерства образования и науки РФ, проректор Уральского института экономики, управления и права, профессор кафедры теории и истории международных отношений департамента международных отношений Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Оплатить 390 руб. (Картой) Оплатить 390 руб. (Через QR-код)

Нажимая на кнопку купить вы соглашаетесь с условиями договора оферты

Аннотация:
История, как всякая научная дисциплина обществоведческого плана, подвержена влиянию со стороны идеологии, государственной власти, что неизбежно приводит к конъюнктуре в исследованиях. Зависимость истории от политики государства проявлялась на всех этапах развития исторической науки, начиная с летописного периода. В современной науке эта зависимость характеризуется как «историческая политика» государства. В статье рассматривается лишь один аспект «исторической политики» современного российского государства - ее влияние на преподавание истории в вузах. Выделяется три этапа в осуществлении «исторической политики» в современной России. Утверждается, что на различных этапах воздействие внутренних и внешних факторов на историческую науку и на преподавание истории проявлялось в разной степени. Уже в ходе перестройки в нашей стране стали применяться различные теории (подходы) к объяснению исторического процесса. В статье показывается, как уральскими историками в начале 1990-х гг. была предложена новая методика преподавания истории как многоконцептуальной истории, согласно которой единая теория истории была заменена на совокупность нескольких теорий истории; были разработаны правила многотеоретического изучения, которые нашли воплощение в ряде учебников. В учебниках провозглашается принцип равно уважительного (толерантного) отношения к разным интерпретациям российской истории. Рассматривается влияние многоконцептуальной (толерантной)парадигмы изучения истории на современные исторические исследования.
Образец цитирования:
Камынин В.Д., Личман Б.В., (2019), «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА» В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: РАСПРОСТРАНЕНИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МНОГОКОНЦЕПТУАЛЬНОЙ (ТОЛЕРАНТНОЙ) ИСТОРИИ РОССИИ. Социально-политические науки, 4 => 9-13.
Список литературы:
Верт Н. История советского государства 1990-1991 /Пер. с фр. М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992. 480 с.
Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8-11 классы: Пособие для общеобразовательных учебных заведений / Под ред. А.М. Панченко. М.: Дрофа, Наталис, 1996. 362 с.
Запарий В.В., Камынин В.Д., Личман Б.В. По волнам нашей памяти..»: Формирование разномыслия в учебниках истории России (УГТУ-УПИ, начало 90-х) // QuaestioRossica. Т. 7. 2019. № 1. С. 23-36.
Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX-начало XX в.: Учебная книга для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1995. 319 с.
Камынин В.Д. Влияние парадигмы многоконцептуальности на уральских ученых на рубеже ХХ-ХХI вв. // Вестник Уральского института экономики, управления и права (Екатеринбург). 2016. № 1(34). С. 81-87.
Камынин В.Д., Лазарева Е.В. «Историческая политика» на Урале в 1930-е гг.: современный взгляд // История и современное мировоззрение. 2019. Т. 1. № 2. С. 90-98.
Личман Б.В. Гражданское общество - ключ к объяснению разных точек зрения на историю России //Социально-политические науки. 2017. № 3. С. 122-125.
Многоконцептуальность в науке. Материалы международной научной конференции, посвященной 65-летию профессора Б.В.Личмана/Под ред. В. В. Запария. Изд-во УМЦ-УПИ. Екатеринбург, 2011. 443 с.
Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. Учебник для вузов. М.: «Культура и спорт», ЮНИТИ, 1998. 487 с.
Преподавание истории в школе. 2002. № 1. С. 2-8.
Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2005. 576 с.
Фортсман Г.В., Мамонов В.Ф. В Вольтерах некто Верт // Вестник Челябинского университета. Сер.: История. 1993. № 2. С. 91-93.