СОПРЯЖЁННОСТЬ КОНТЕКСТОВ ПОНИМАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И АФФЕКТИВНЫХ ФЕНОМЕНОВ
(Стр. 219-222)

Подробнее об авторах
Звонова Екатерина Евгеньевна кандидат философских наук, департамент социологии, истории и философии
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Оплатить 390 руб. (Картой) Оплатить 390 руб. (Через QR-код)

Нажимая на кнопку купить вы соглашаетесь с условиями договора оферты

Аннотация:
В настоящей статье решается задача экспликации сопряжённости контекстов (психологического, философского, культурологического) понимания интеллектуальных и аффективных феноменов. Осознание соотнесённости контекстов освобождает мысль от допущений, представляющихся очевидными, однако не всегда релевантных стоящим перед ней задачам; в виду этого реконструкцией истории становления дискурсов, контекстов и проблемой их соотнесения занимался ещё М. Фуко. Специфика и успешность психологического исследования интеллекта и аффекта зависят от мировоззренческих, метафизических, по сути философских аксиом того или иного подхода к этим явлениям, для оценки уместности которых требуется экспликация их содержания и функционирования в связи с психологической проблематикой, что обусловливает актуальность решения поставленной нами задачи. При написании статьи были использованы следующие методы: анализ литературы, анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, исторический метод. С учётом продемонстрированной сопряжённости контекстов понимания интеллекта и аффекта делается вывод: для решения вопроса о том, на каких основаниях должно базироваться релевантное мышлению и эмоциям психологическое исследование, нам стоит обратиться к смыслам, которые связываются с ними в различных культурах (особенно в европейской), проследить преломление этих смыслов в философском дискурсе, выявить, какие из них закрепились в психологии, затем оценить их на предмет адекватности стоящим перед нами познавательным задачам и при необходимости предпринять попытку построения (или поиска в анналах философии) оптимального для изучения интеллекта и аффекта категориального аппарата. Результаты исследования целесообразно использовать при дальнейшей разработке методологии изучения интеллектуальных и эмоциональных феноменов. Что касается практической ценности статьи, психологические выводы о соотношении интеллекта и аффекта, которые можно получить, руководствуясь предложенным нами алгоритмом действий, вероятно, будут востребованы в сферах, где требуется учитывать взаимное влияние мышления и эмоций (обучение, воспитание, политика, реклама и т.п.). В частности, далее нам представляется необходимым исследовать проблему взаимодействия интеллекта и аффекта в образовании с целью преодоления наличествующего разрыва между обучением и воспитанием; организация же целостного образовательного процесса, безусловно, имела бы значительный социальный эффект. Статья может быть полезна для психологов, философов, культурологов, представителей общественных наук, поскольку в ней содержится оригинальная экспликация соотношения дискурсов, с которыми они работают, применительно к конкретным феноменам, также способным вызвать их профессиональный интерес.
Образец цитирования:
Звонова Е.Е., (2019), СОПРЯЖЁННОСТЬ КОНТЕКСТОВ ПОНИМАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И АФФЕКТИВНЫХ ФЕНОМЕНОВ. Социально-политические науки, 2 => 219-222.
Список литературы:
Братусь Б.С. Проблема возвращения категории «души» в научную психологию // Национальный Психологический журнал. - 2014. - №3(15) - С.5-15. [Электронный ресурс]. URL: http://npsyj.ru /articles/detail.php?article=5030 (дата обращения: 25.02.2019).
Вейль Г. О философии математики. - Москва; Ленинград: Государственное технико-теоретическое издательство, 1934. - 128 с.
Гейзенберг В. Физика и философия. - М.: Наука, 1989. - С. 3-132. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/FILOSOF/GEJZENBERG /physicsandphilosophy.txt (дата обращения: 25.02.2019).
Дильтей В. Описательная психология. - СПб.: "Алетейя", 1996. - 160 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/dilthey_ opisatelnaia_psihologiia.pdf (дата обращения: 25.02.2019).
Кун Т. Структура научных революций. - М.: АСТ, 2009. - 310 с.
Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М.: Академический проект, 1995. - 423 с.
Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм (Позиция и следствия) // «Вопросы философии». - 1991. - № 3. - С. 3 - 28.
Поппер Карл Р. Объективное знание. Эволюционный подход. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - 384 с. [Электронный ресурс]. URL: http://skepdic.ru/wp-content/uploads/2013/05/Karl_Popper_-_Obektivnoe_znanie._Evolyutsionnyiy_podhod_skepdic.ru_.pdf (дата обращения: 25.02.2019).
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - Москва.: «Республика», 1998. - 413 с. [Электронный ресурс]. URL: http://hspc.khazar.org /wp-content/uploads/2014/11/naukaoprirodeikul.pdf (дата обращения: 25.02.2019).
Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М.: ИФРАН, 1994. - 274 с.
Степин В.С. Цивилизация и культура. - СПб.: СПбГУП, 2011, - 408с.
Суворов С.Г. Макс Борн и его философские взгляды // М. Борн. Физика в жизни моего поколения. - М.: ИЛ, 1963. - С. 465 - 534.
Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания / Пер. с англ. А. Л. Никифорова. Л - М.: АСТ; Хранитель, 2007. - 413 с.
Шмальгаузен И. И. Кибернетические вопросы биологии / Под общ. ред. и с предисл. Р. Л. Берг и А. А. Ляпунова. - Новосибирск: Наука, сиб. отделение. 1968. - 224 с.
Windelband W. Geschichte und Naturwissenschaft, Rektoratsrede (1894). Straßburg, 3,-1904 [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/geschichteundnat01wind/page/n3 (дата обращения: 25.02.2019).