К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ОБЩИХ ВИДОВ КРИТЕРИЕВ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА И ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
(Стр. 19-22)

Подробнее об авторах
Бакирова Зямзямгуль Болатовна соискатель.; Подразделение: кафедра конституционного права
Южно-Уральский государственный университет
Чтобы читать текст статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему
Аннотация:
Действующие Конституции Российской Федерации и Республики Казахстан, безусловно, являются одними из наиболее проработанных и совершенных с позиций юридической техники правовых актов указанных государств. Однако и в них остается открытым ряд вопросов, из которых одним из наиболее важных представляется вопрос о выборе критериев разграничения полномочий Президента и Правительства. На страницах научных изданий, в том числе зарубежных, продолжается активная полемика по указанному вопросу, в которую вовлечен ряд видных ученых, исследующих конституционное право стран, образованных на постсоветском пространстве, в том числе западных, таких как Д. Хендерсон, Марк Х. Эккерт и др. Отсутствие четкости в определении критериев такого разграничения приводит к значительным сложностям в практическом применении механизмов государственного управления, что, в свою очередь, требует их совершенствования путем внесения изменений и дополнений в основной закон государства - Конституцию. В представленной статье усматривается выбор автора в качестве конечной цели разработку классификации и составление перечня критериев разграничений полномочий властных субъектов в сфере государственного управления и исполнительной власти. Поэтому данное научное исследование, направленное на изучение критериев разграничения полномочий Президента и Правительства РФ и РК, установленных конституциями указанных государств, представляется весьма актуальным. В своём исследовании автор использует, помимо методов сравнительного и сопоставительного анализа, а также формально-логические методы классификации, обобщения и типологии. Исследуется понятие «критерий», «критерий разграничения». Анализируются точки зрения ученых-теоретиков на определение дефиниции «критерия разграничения». Формируются особенности и свойства, общих видов критериев разграничения полномочий Президента и Правительства РФ и РК. Автор широко изучает мнения специалистов по вышеозначенной проблематике, выдвигает и отстаивает собственные суждения. Как вывод, автором высказано мнение о том, что наличие общих критериев разграничения полномочий Президента и Правительства Российской Федерации и Республики Казахстан способствует установлению и поддержанию в обществе стабильной правовой государственности. Как результат, определено понятие критериев разграничения, проведена их классификация на основе выделения общих и специальных, приводится полный перечень общих критериев. Новизна данного научного исследования усматривается в том, что в нём приводится сравнительный и сопоставительный анализ различных категорий, используемых в правоведении и государствоведении, даётся подробный закрытый перечень общих критериев разграничения полномочий Президента и Правительства РФ и РК. Польза из данного научного исследования может быть извлечена правоведами-конституциона-листами, теоретиками государства и права, разрабатывающими механизмы взаимодействия в сфере государственного управления и исполнительной власти. Социальный результат использования на практике полученных данных и сделанных выводов может проявиться в установлении правовой стабильности и определенности, так необходимых для дальнейшего совершенствования демократических основ и поступательного социально-экономического развития, как Российской Федерации, так и Республики Казахстан. Результаты авторских исследований, в свою очередь, могут лечь в основу дальнейшего научного обсуждения учеными, занимающимися исследованиями в сфере конституционного правоведения, института президентства, стать главной темой организуемых в ученой среде круглых столов, научных симпозиумов, семинаров и т.п.
Образец цитирования:
Бакирова З.Б., (2014), К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ОБЩИХ ВИДОВ КРИТЕРИЕВ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА И ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. Пробелы в российском законодательстве, 4: 19-22.
Список литературы:
Абрамова А.А. Эффективность механизма правового регулирования, Дис.. канд. юрид. наук : 12.00.01 Красноярск, 2006, С.94.
Большая Советская энциклопедия под ред. А.М. Прохорова 3-е изд.Москва 1973 г.
Даль В. «Толковый словарь живого великорусского языка» т. 4, Москва, «Русский язык» 1982 г.
Ибраева А.С., Ибраев Н.С. Теория государства и права Алматы Жеті жарғы 2003 г. С.60.
Лебедев В.А., Маркина Е.А. «Теория государства и права», конспект лекций, Москва 2003 г. С.201.
Марочкин С.Ю. Условия и критерий эффективности норм международного права: Понятие, соотношение // Правоведение. 1984. №2. С. 74-78.
Ожегов С.И. Словарь русского языка под ред. Н.Ю. Шведовой 19-е изд. Москва 1987 г.
Цатурян Т. В. Общеправовой принцип законности: понятие и сущность// «Бизнес в законе», № 2, 2014, С.113
Черненко А.К. Критерии и методы эффективности правотворчества и правореализации // Гуманитарные науки в Сибири. 2001. №1. p. 75.
Ключевые слова:
критерии, критерии разграничения, виды критериев, полномочия, Президент, Правительство.