Свердловская железная дорога в 1941-1945 гг.: переход на военные рельсы
(Стр. 47-53)

Подробнее об авторах
Сперанский Андрей Владимирович доктор исторических наук, профессор; заслуженный деятель науки Российской Федерации; заведующий Центром политической и социокультурной истории
Институт истории и археологии УрО РАН
Екатеринбург, Российская Федерация
Чтобы читать текст статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему
Аннотация:
В статье проанализирована значимость железнодорожного транспорта СССР, сумевшего несмотря на трудности Великой Отечественной войны, сохранить свою магистральную сеть и обеспечить невиданный в мире объем воинских, оборонно-промышленных и эвакуационных перевозок. Основной акцент сделан на военной перестройке Свердловской железной дороги, разделенной в годы войны на две магистрали - им. Л.М. Кагановича (с 1943 г. - Свердловскую) и Пермскую. Они обеспечивали движение поездов в европейскую часть России, охватывая территории Среднего Урала, Прикамья и Западной Сибири. В статье показаны идейная солидарность и товарищеская сплоченность уральских железнодорожников, проявившиеся на митингах, при мобилизационных мероприятиях и в боевых действиях на фронте. Внимание обращено на замену ушедших в действующую армию мужчин и введение в производство кадрового резерва в лице женщин и подростков. Отмечено, что женщины успешно овладевали мужскими профессиями, при этом значительная часть работниц непосредственно обеспечивала движение поездов, доставляя на фронт все необходимое. Охарактеризовано привлечение к трудовой деятельности выпускников техникумов, воспитанников профессиональных училищ и школьников. Продемонстрированы формы и методы их производственного обучения, вклад в развитие железнодорожного транспорта. Сделан вывод, что несмотря на невзгоды военного лихолетья, механизм функционирования уральских железных дорог продолжал бесперебойно действовать, благодаря мобилизации всех организационных ресурсов и самоотверженности личного состава.
Образец цитирования:
Сперанский А.В., (2022), СВЕРДЛОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В 1941-1945 ГГ.: ПЕРЕХОД НА ВОЕННЫЕ РЕЛЬСЫ. История и современное мировоззрение, 2: 47-53.
Список литературы:
Бессмертные подвиги. М.: Воениздат, 1980. 351 с.
Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия / Гл. ред. М.М. Козлов. М.: Советская энциклопедия, 1985. 832 с.
Герои Советского Союза: 60 лет Победы / Свердловская железная дорога. Екатеринбург, 2005. 18 с.
Железнодорожные войска в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг. М.: Альпари, 1995. 340 с.
Живые строки войны... Кн. 2. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984. 352 с.
Золотые Звезды свердловчан. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1970. 453 с.
Исторический путь Свердловской железной дороги. Екатеринбург: УрГУПС, 2011. 512 с.
История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945: в 6 т. Т. 2. М.: Воениздат, 1961. 682 с.
История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Т. 2: 1917-1945 гг. СПб., 1997. 416 с.
Кавалеры ордена Славы трёх степеней: Краткий биографический словарь. М.: Воениздат, 2000. 703 с.
Московской окружной железной дороге 100 лет. М.: ЛКИ, 2008. 140 с.
Советская экономика в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. М.: Наука, 1970. 502 с.
Сперанский А.В. На войне как на войне. Екатеринбург: Сократ, 2015. 408 с.
Урал в панораме ХХ века / Гл. ред. В.В. Алексеев. Екатеринбург: СВ-96, 2000. 495 с.
Эшелоны идут на восток. Из истории перебазирования производительных сил СССР в 1941-1942 гг. Сборник статей и воспоминании. М.: Наука, 1966. 263 с.
Ключевые слова:
Великая Отечественная война, Урал, железная дорога, мобилизация, патриотический порыв, фронт, героизм, освоение мужской профессии, производственное обучение, ученичество.