Свердловская железная дорога в 1941-1945 гг.: переход на военные рельсы
(Стр. 47-53)

Подробнее об авторах
Сперанский Андрей Владимирович доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий Центром политической и социокультурной истории
Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук
г. Екатеринбург, Российская Федерация

Нажимая на кнопку купить вы соглашаетесь с условиями договора оферты

Аннотация:
В статье проанализирована значимость железнодорожного транспорта СССР, сумевшего несмотря на трудности Великой Отечественной войны, сохранить свою магистральную сеть и обеспечить невиданный в мире объем воинских, оборонно-промышленных и эвакуационных перевозок. Основной акцент сделан на военной перестройке Свердловской железной дороги, разделенной в годы войны на две магистрали - им. Л.М. Кагановича (с 1943 г. - Свердловскую) и Пермскую. Они обеспечивали движение поездов в европейскую часть России, охватывая территории Среднего Урала, Прикамья и Западной Сибири. В статье показаны идейная солидарность и товарищеская сплоченность уральских железнодорожников, проявившиеся на митингах, при мобилизационных мероприятиях и в боевых действиях на фронте. Внимание обращено на замену ушедших в действующую армию мужчин и введение в производство кадрового резерва в лице женщин и подростков. Отмечено, что женщины успешно овладевали мужскими профессиями, при этом значительная часть работниц непосредственно обеспечивала движение поездов, доставляя на фронт все необходимое. Охарактеризовано привлечение к трудовой деятельности выпускников техникумов, воспитанников профессиональных училищ и школьников. Продемонстрированы формы и методы их производственного обучения, вклад в развитие железнодорожного транспорта. Сделан вывод, что несмотря на невзгоды военного лихолетья, механизм функционирования уральских железных дорог продолжал бесперебойно действовать, благодаря мобилизации всех организационных ресурсов и самоотверженности личного состава.
Образец цитирования:
Сперанский А.В., (2022), СВЕРДЛОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В 1941-1945 ГГ.: ПЕРЕХОД НА ВОЕННЫЕ РЕЛЬСЫ. История и современное мировоззрение, 2 => 47-53.
Список литературы:
Бессмертные подвиги. М.: Воениздат, 1980. 351 с.
Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия / Гл. ред. М.М. Козлов. М.: Советская энциклопедия, 1985. 832 с.
Герои Советского Союза: 60 лет Победы / Свердловская железная дорога. Екатеринбург, 2005. 18 с.
Железнодорожные войска в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг. М.: Альпари, 1995. 340 с.
Живые строки войны... Кн. 2. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984. 352 с.
Золотые Звезды свердловчан. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1970. 453 с.
Исторический путь Свердловской железной дороги. Екатеринбург: УрГУПС, 2011. 512 с.
История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945: в 6 т. Т. 2. М.: Воениздат, 1961. 682 с.
История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Т. 2: 1917-1945 гг. СПб., 1997. 416 с.
Кавалеры ордена Славы трёх степеней: Краткий биографический словарь. М.: Воениздат, 2000. 703 с.
Московской окружной железной дороге 100 лет. М.: ЛКИ, 2008. 140 с.
Советская экономика в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. М.: Наука, 1970. 502 с.
Сперанский А.В. На войне как на войне. Екатеринбург: Сократ, 2015. 408 с.
Урал в панораме ХХ века / Гл. ред. В.В. Алексеев. Екатеринбург: СВ-96, 2000. 495 с.
Эшелоны идут на восток. Из истории перебазирования производительных сил СССР в 1941-1942 гг. Сборник статей и воспоминании. М.: Наука, 1966. 263 с.
Ключевые слова:
Великая Отечественная война, Урал, железная дорога, мобилизация, патриотический порыв, фронт, героизм, освоение мужской профессии, производственное обучение, ученичество.


Статьи по теме

ИСТОРИЯ РОССИИ Страницы: 2658-4654 DOI: 10.33693/2658-4654-2023-5-3-45-51 Выпуск №
Производственные трансформации на Свердловской магистрали в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война Урал Свердловск железная дорога лунинский метод
Подробнее
ИСТОРИЯ РОССИИ Страницы: 45-51 DOI: 10.33693/2658-4654-2023-5-3-45-51 Выпуск №23446
Производственные трансформации на Свердловской магистрали в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война Урал Свердловск железная дорога лунинский метод
Подробнее
ИСТОРИЯ РОССИИ Страницы: 52-58 DOI: 10.33693/2658-4654-2024-6-2-52-58 Выпуск №119846
Свердловская и Пермская магистрали в 1941–1945 гг.: патриотическое движение уральских железнодорожников
Великая Отечественная война Урал железная дорога патриотизм субботник
Подробнее
История России Страницы: 121-126 DOI: 10.33693/2658-4654-2021-3-1-121-126 Выпуск №18317
Экономические показатели лесопромышленного комплекса Урала в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война Урал лесопромышленный комплекс производственные фонды валовая продукция
Подробнее
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ Страницы: 169-173 DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-2-169-173 Выпуск №16644
Культура русского мира - слагаемое духовного фактора победы в Великой отечественной войне (социально-философский анализ)
культура литература театр кино музыка
Подробнее
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ Страницы: 61-66 DOI: 10.33693/2658-4654-2022-4-4-61-66 Выпуск №22259
Военно-патриотическое воспитание школьной молодежи Урала в годы Великой Отечественной войны
Урал Великая Отечественная война общеобразовательная школа школьная молодежь учащиеся
Подробнее
Социальная и политическая философия Страницы: 158-164 DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-3-158-164 Выпуск №113934
Освобождение Белоруссии Красной Армией от немецких оккупантов в ходе проведения стратегической операции «Багратион»: философия познания и современный контекст
Красная Армия Белоруссия операция «Багратион» разгром партизаны
Подробнее
ДИСКУССИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ Страницы: 12-19 DOI: 10.33693/2658-4654-2022-4-2-12-19 Выпуск №21163
К проблеме новой индустриализации и эволюции технологических укладов на Урале. Часть 1. Первичные практики
индустриальная история производительные силы новая индустриализация Урал трансформация хозяйственной парадигмы
Подробнее
ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ 07.00.10 Страницы: 98-107 Выпуск №
ТЕОРИЯ ГЕОМЕТРИИ ПОТОКА, ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ И НОВОЕ НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: ПЁТР АЛЕКСАНДРОВИЧ КОРОЛЬКОВ И ЕГО НАСЛЕДИЕ
современное научное мировоззрение теория геометрии потока Корольков Урал история геофизи- ки
Подробнее
История России Страницы: 127-138 DOI: 10.33693/2658-4654-2021-3-1-127-138 Выпуск №18317
Авиационная металлургия на Урале в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Великая Отечественная война авиационная металлургия промышленное производство на Урале формирование и развитие сырьевой базы и металлообработки The Great Patriotic War
Подробнее