Компенсация морального вреда как способ защиты прав потребителей: проблема эффективности
(Стр. 50-53)

Подробнее об авторах
Богдан Варвара Владимировна доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права
ФГБОУ ВО Юго-западный государственный университет в г. Курске
Чтобы читать текст статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему
Аннотация:
После принятия Закона РФ «О защите прав потребителей» к числу способов защиты гражданских прав была отнесен способ «компенсация морального вреда», получивший широкое распространение, и способствующий созданию уникального механизма защиты прав граждан на рынке товаров и услуг. Несмотря на то, что данный способ защиты права используется уже на протяжении более двадцати лет, в научной литературе идут постоянные дискуссии относительно его правовой природы, способов и размера компенсации. Компенсация морального вреда как способ защиты прав потребителей в качестве отдельного исследования не выступал. Проблемы компенсации морального вреда потребителям периодически рассматриваются на страницах научных изданий, но единых подходов к их разрешению еще не выработано. В представленной статье автор в качестве конечной цели решения вопроса об эффективности применения компенсации морального вреда как способа защиты прав потребителей рассматривает данную проблемы через призму разумного баланса интересов потребителей и предпринимателей. Для решения указанной цели автором используются методы анализа, абстрагирования и сравнительного правоведения. В статье, в результате исследования существующих теоретических и практических подходов путём применения упомянутых методов анализа гражданско-правовых норм, посвященных компенсации морального вреда как способа защиты прав потребителей, определены условия эффективности его применения. Исследованы проблемы судебной практики его применения. В качестве вывода автором указывается, что эффективность применения компенсации морального вреда как способа защиты прав потребителей должна основывать не только на его правовом значении, но и социальном, отвечать основополагающим принципам добросовестности, справедливости, а также разумности, которые должны быть отражены в Законе РФ «О защите прав потребителей». Представленная в настоящей статье новизна исследований выражается в том, что автор предлагает при решении вопроса о размере компенсации морального вреда принимать во внимание социальные последствия использовании данного способа защиты, а также критикует позицию Верховного Суда РФ об установлении презумпции вины предпринимателя. Анализ и выработанные в настоящей статье предложения могут быть использованы в разработке научной концепции развития гражданских правоотношений с участием потребителей, обеспечивающую полноценный баланс интересов их участников, повышающую эффективность механизма защиты прав потребителей, а также направленную на формирование цивилизованных отношений, возникающих на рынке товаров и услуг
Образец цитирования:
Богдан В.В., (2014), КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 1: 50-53.
Список литературы:
Богданова Е.Е. Добросовестность и право на защиту в договорных отношениях. - М., 2010. - 159 с.
Заочне рішення іменем України Костянтинівського міськрайонний суда Донецької області 11 от 14 травня 2012 року у справi № 2-1973. Электронный ресурс. Доступ к электронному ресурсу: http://reyestr.court.gov.ua/Review/24252878. Дата обращения: 12.08.2013 г.
Колотева В.Г. Применение законодательства о компенсации морального вреда в российской судебной практике. Проблемы определения размера компенсации морального вреда // Право и политика. - 2008. - № 8. / СПС «КонсультантПлюс»: поиск по автору.
Колоколов Н.А., Богдан В.В. Десять лет на страхе потребителя // Юрист. - 2002. - № 9.
Манько Е.А. Критерии определения размера компенсации морального вреда // Юрист. - 2006. - № 3. / СПС «КонсультантПлюс»: поиск по автору.
Редько Е.П. К вопросу об определении размера компенсации морального вреда // Юрист. - 2008. - № 10. / СПС «КонсультантПлюс»: поиск по автору.
Решение Ленинского районного суда г. Курска. Гражданское дело № 2-2350/2012 г. от 30 мая 2012 г.
Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда. - М., 2000. / СПС «КонсультантПлюс»: поиск по автору.
Эрделевский А.М. О некоторых вопросах защиты прав потребителей. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013. / СПС «КонсультантПлюс»: поиск по автору.
Ключевые слова:
потребитель, моральный вред, способ защиты, эффективность применения, суд.