Религиозная политика Японии XV–XVII вв. в контексте централизации власти и зарождения реалистического авторитаризма
(Стр. 36-43)

Подробнее об авторах
Филиппов Антон Русланович
Российский университет дружбы народов (РУДН)
г. Москва, Российская Федерация
Оплатить 390 руб. (Картой) Оплатить 390 руб. (Через QR-код)

Нажимая на кнопку купить вы соглашаетесь с условиями договора оферты

Аннотация:
В настоящей публикации предпринимается попытка исследования религиозной политики Японии со времен объединения страны усилиями Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси до закрепления сёгуната Токугава в неразрывной связи с происходившими политическими процессами – централизацией власти и формированием военной олигархии Токугава на базе реалистического авторитаризма. Устанавливается значение мировоззренческих постулатов распространенных в доэдосской и эдосской Японии религий в контексте преодоления феодальной раздробленности и последовательного строительства токугавского сёгуната. Выделяются основные направления государственной религиозной политики рассматриваемого периода и выявляются характер и политические причины позитивного либо негативного отношения к распространенным религиям со стороны правящего класса. Закрепляется понимание реалистического авторитаризма как комплекса методов по удержанию власти Токугава жесткими, манипулятивными, но исключающими прямое насилие, методами. Обосновывается тезис о том, что мировоззренческой основой централизации власти и зарождения реалистического авторитаризма первых сёгунов Токугава стала конфуцианская доктрина, имплементация которой позволяла устанавливать режим военной олигархии Токугава за счет политики «мягкой силы», блокирующей возникновение центробежных и сепаратистских тенденций среди влиятельных даймё. Доказывается, что государство в рассматриваемый период проводило консервационную религиозную политику, что выражалось в покровительстве традиционным верованиям (синтоизму, буддизму и дзэн-буддизму) и запрете исповедания христианства, которое воспринималось, с одной стороны, как чуждое для японцев верование, а, с другой стороны, как посягающее на основы японской государственности мировоззрение. В контексте исследования религиозной политики в отношении христиан делается вывод о том, что немалое значение в запрете христианства и католического миссионерства сыграла конфуцианская идея достижения государственного порядка за счет унификации социальной жизни и последовательного избавления от политических и аксиологических факторов, способных внести дезорганизацию в нормальное и привычное функционирование общественной материи.
Образец цитирования:
Филиппов А.Р. Религиозная политика Японии XV-XVII вв. в контексте централизации власти и зарождения реалистического авторитаризма // Социально-политические науки. 2023. Т. 13. № 2. С. 36-43. DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-2-36-43
Список литературы:
Дайдодзи Ю., Сохо Т. Бусидо. Кодекс чести самурая. М.: Издательство АСТ; ОГИЗ. 2021. 256 с.
Китагава Дж.М. Религия в истории Японии. СПб.: Наука, 2005. 588 с.
Мэйсон Р.Г.П., Кайгер Дж.Г. Краткая история Японии. М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2022. 512 с.
Сохо Т., Дайдодзи Ю., Мусаси М. Самураи. Путь воли и меча. М.: АСТ, 2022. 400 с.
Тадасигэ В. Синкагэрю. М.: Общество боевого искусства «Синкагэрю». 2013. 143 с.
Ягю Мунэнори. Хэйхо Кадэн Сё: переходящая в роду книга об искусстве меча. СПб.: Евразия, 1998. 224 с.
Лещенко Н.Ф., Мещеряков А.Н. Стрельцов Д.В. и др. История Японии: учебник для студентов вузов / под ред. Д.В. Стрельцова. М.: Аспект Пресс, 2018. 592 с.
Кодекс Бусидо. Хагакурэ: Сокрытое в листве / пер. с яп. А. Боченкова, В. Горбатько. М.: Эксмо, 2003. 428 с.
Paramore K. Ideology and Christianity in Japan. London: Routledge, 2009. 230 p.
Sūden I. Eiinbon Ikoku nikki: Konchiin Sūden gaikō monjo shūsei. Tokyo: Tōkyō Bijutsu. 1989. 237 p.
Кужель Ю. Л. Связи Японии с европейским католическим миром (конец XVI – начало XVII в.) // Ежегодник Япония. 2019. Т. 48. С. 321–343.
Нелюбин П.Г. «Батэрэн цуихо но фуми» – ранний антихристианский документ сегуната Токугава // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского гос. гум.-пед. ун-та. Серия: Studis historica juvenum. 2018. № 1 (14). С. 190–194.
Ключевые слова:
централизация власти, реалистический авторитаризм, сёгунат Токугава, религиозная политика, синтоизм, буддизм, конфуцианство.


Статьи по теме

История и теория политики Страницы: 15-20 DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-3-15-20 Выпуск №23055
К вопросу о роли национальной идеи в истории цивилизаций
национальная идея нация национализм цивилизация история России
Подробнее
Политические институты, процессы и технологии Страницы: 24-34 DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-1-24-34 Выпуск №48036
Влияние политических и законодательных нововведений XX–XXI вв. на религиозные взгляды общества: опыт кросс-национального исследования
религиозная политика свобода совести религиозные государства светские государства атеизм
Подробнее
9. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО Страницы: 130-132 Выпуск №9525
ОБРАЗ ПРАВИТЕЛЯ В ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЯХ КИТАЯ: ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Китай правитель конфуцианство гуманность долг
Подробнее
14. ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ Страницы: 164-168 Выпуск №10327
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ (НА ПРИМЕРЕ МОРДВЫ)
Российская Федерация финно-угорские народы мордва Урало-Поволжье этноконфессиональные процессы
Подробнее